Проблемы с пуском холодного двигателя связаны с нарушением подачи топлива или неисправностью системы зажигания. Быстро найти дефекты своими силами возможно не всегда, зачастую владельцы обращаются в сервисные центры, такие как Fresh.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!
Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий
Подписаться
Исправный двигатель внутреннего сгорания запускается без проблем и дополнительного прогрева при температуре воздуха до -35°С и ниже. Основными факторами запуска являются масло и
аккумулятор, если батарея не позволит прокрутить коленчатый вал, то двигатель просто не заработает. И с другой стороны – при застывшем масле даже полностью заряженной батареи не хватит для запуска. Проблемы со стартом двигателя при температуре выше -20°С вообще не должно существовать, при мало-мальски нормальном обслуживании и содержании мотор заведется через 1-2 секунды работы стартера.
Современный двигатель оснащен системой электронного управления с большим числом датчиков. Регулирование подачи топлива и угла опережения зажигания осуществляется автоматически в зависимости от условий при пуске. В зависимости от региона сбыта может меняться прошивка блока управления, что теоретически может создать проблемы с пуском двигателя при низкой температуре воздуха на автомобиле, рассчитанном для южных регионов. Водителю современной машины нужно только повернуть ключ в замке или нажать на кнопку пуска — на автомобилях с механической трансмиссией в мороз есть смысл выжать педаль сцепления (на ряде машин пуск мотора без нажатия на педаль сцепления невозможен из соображений безопасности).
Нажимать на газ в момент пуска на автомобилях с электронным дросселем бессмысленно – заслонка останется в пусковом положении. Нет смысла и включать дальний свет фар для «прогрева» аккумулятора, электронная система управления потребляет мощность, сопоставимую или большую с мощностью ламп дальнего света. При повороте ключа электроника включается и полностью готовы к старту двигателя. При отсутствии вспышек и после 2-3 безуспешных попыток завестись лучше попробовать найти причину поломки своими силами либо отказаться от поездки и доставить автомобиль в сервис.
Батарея
Зимой причиной плохого старта, а точнее – недостаточно эффективного прокручивания вала двигателя стартером, является разряженный или находящийся на грани выхода из строя аккумулятор. Основные симптомы – вялая работа стартера и сильное снижение накала ламп освещения, при сильной разрядке стартер вращаться не будет, из-под капота будут слышны щелчки втягивающего реле. Способ устранения один – замена или зарядка аккумулятора, двигатель можно запустить от батареи другого автомобиля или компактного пускового устройства (бустера).
Стартер
Причиной длительного пуска может оказаться стартер, практически исчерпавший свой ресурс. Мощности недостаточно для прокрутки коленчатого вала с требуемой частотой, водитель может не обратить внимания на изменение тональности звука работы стартера. В большинстве случаев стартер можно перебрать и восстановить, в случае сильного повреждения проще купить новый или поискать заведомо исправный стартер на разборке.
Система зажигания
Причиной плохого пуска могут быть вышедшие из строя катушки, при этом будут фиксироваться ошибки по пропускам зажигания. Дизельные двигатели оснащены свечами накаливания, при поломке одной или нескольких свечей завести холодный двигатель достаточно тяжело. Способ ремонта – диагностика системы зажигания и замена неисправных элементов. Самый быстрый способ проверки – выкрутить свечи сразу после неудачных попыток пуска, если поверхность электродов сухая, то отсутствует подача топлива. Явно залитые одна или несколько свечей указывают на отсутствие искры и слишком богатую смесь.
Топливная система
Подавляющее большинство находящихся в эксплуатации двигателей внутреннего сгорания оснащены системой прямого или распределенного впрыска бензина. При неисправности электрического насоса в магистрали не создается нужное давление, нельзя исключать подачу слишком большого количества бензина форсунками. Иногда старт ухудшается из-за нагара, нарушающего нормальное положение дроссельной заслонки. В топливной рампе есть клапан, не позволяющий горючему стечь в бак во время стоянки. Если клапан не держит, то насосу требуется время для накачки давления в рампе, пуск двигателя становится продолжительным.
Необходима детальная проверка компонентов системы питания, иногда ультразвуковая мойка восстанавливает характеристики форсунок. Неисправный электрический насос придется менять, на двигателях системой прямого впрыска используется второй насос высокого давления, который также может выйти из строя или начать пропускать бензин в систему смазки. Определить течь топлива из ТНВД легко по резко выросшему уровню и разжижению масла, от которого будет исходить явный запах бензина.
Система подачи воздуха
Фильтр двигателя имеет ограниченный ресурс, который снижается при эксплуатации автомобиля в условиях проселочных дорог. В среднем фильтр требует замены через 30-40 тыс. км, хотя точные данные по интервалу указывает производитель в документации по обслуживанию. Сильное загрязнение фильтра приводит к снижению пропускной способности, что сказывается на мощности двигателя, динамике разгона, ухудшает пуск и увеличивает расход топлива. В морозы иногда встречается проблема с обмерзанием фильтра, в котором скопился конденсат.
Между фильтром и дросселем устанавливается магистраль подачи воздуха, собранная из нескольких элементов. В случае потери герметичности начинается подсос воздуха. Избыточный воздух не учитывается расходомером, соответственно электроника неправильно рассчитывает подачу топлива, смесь обедняется и приводит к проблемам с пуском не только холодного, но и горячего двигателя. Зачастую отмечаются нестабильные обороты холостого хода. Для проверки герметичности трубопроводы осматривают либо продувают дымом, поврежденные детали лучше менять.
Двигатели с системой впрыска оснащены регулятором холостого хода (РХХ), меняющим положение заслонки в момент пуска и прогрева двигателя, а также поддерживающим работу мотора на холостом ходу. Неисправный РХХ будет проявлять себя не только в момент пуска, водитель обратит внимание на неадекватную реакцию дросселя на нажатие педали, а при проведении диагностики явно будут ошибки по РХХ.
Электронные компоненты
Отказ или некорректная работа одного либо нескольких датчиков системы управления приводит к затрудненному пуску. Контрольная лампа Check Engine загорается далеко не во всех случаях, но при проведении диагностики обнаруживаются ошибки. Датчики могут давать сбои из-за повреждения проводки или попадания воды в разъемы, вызывающей коррозию. При неисправных датчиках проблемы с пуском будут при любой температуре двигателя, кроме того, явно вырастет расход топлива из-за аварийного режима работы.
Проблемы с двигателем
Плохой пуск может свидетельствовать о наличии механических проблем с двигателем, хотя они будут проявляться во всех режимах работы. Износ поршневой группы приводит к снижению компрессии, что затрудняет пуск двигателя. Водитель наверняка заметит снижение мощности и дымный выхлоп из-за угара масла. Нельзя исключать и другую ситуацию – обрыв или срезание зубьев ремня привода распределительных валов. В этом случае двигатель просто не заработает, а тарелки клапанов наверняка столкнутся с поршнями. Из-за малых оборотов риск сильного повреждения деталей невелик, но мотор придется вскрывать для ревизии и замены загнутых клапанов.
Плохое топливо
Сложность с пуском может возникнуть после длительной стоянки или морозным утром. В бензине зачастую содержатся летучие фракции, отвечающие за легкость запуска. При длительном хранении фракции улетучиваются, оставшаяся смесь тяжелых углеводородов испаряется плохо, создавая сложности со стартом холодного двигателя. С дизелями может быть другая проблема – летнее топливо замерзает при падении температуры воздуха ниже -5°С. В магистралях образуются пробки из парафина, препятствующие подаче топлива. Иногда двигатель может запускаться на доли секунды, а затем глохнуть из-за недостаточной подачи горючего из бака. Владельцы машин с бензиновыми двигателями также могут столкнуться с проблемой отсутствия подачи топлива из бака, в котором скопился конденсат. Вода замерзает ночью и утром двигатель не заводится совсем либо запускается на несколько секунд.
Выхлопная система
Иногда при парковке водитель упирается задней частью автомобиля в сугроб, снег попадает в теплую выхлопную трубу и тает, а затем образует ледяную пробку. Утром пуск двигателя станет проблемой, причем водители не сразу обращают внимание на забитую выхлопную трубу. Датчики кислорода не участвуют в процессе пуска, поэтому их можно исключить из числа возможных причин. На затрудненный пуск не повлияет и разрушенный нейтрализатор, двигатель будет плохо набирать обороты, особенно по мере прогрева. При этом пуск и работа на холостом ходу будут без нареканий.
Заключение
Снизить вероятность возникновения или почти исключить проблему затрудненного пуска двигателя после стоянки позволит регулярное обслуживание автомобиля в хорошем сервисе. Почти все неисправности системы питания и зажигания можно обнаружить на ранней стадии. Безусловно, никто не застрахован от случайной поломки, хотя вероятность дефектов невелика.