Под «троением» подразумеваются постоянные либо периодические пропуски зажигания в одном или нескольких цилиндрах. В результате снижается мощность, а попадающий в систему выпуска бензин выводит из строя каталитический нейтрализатор. Существует несколько причин пропусков зажигания, большинство из которых можно устранить своими силами.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!
Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий
Подписаться
Экспериментировать с отключением свечей на современных двигателях не следует из-за высокой вероятности выхода из строя электронных компонентов.
Существует еще один старый способ поиска неработающего цилиндра – нужно запустить на 1-2 минуты и заглушить двигатель, а затем вывернуть свечи. При отсутствии искры свеча будет «мокрой» от частиц несгоревшего бензина. Сами по себе свечи также могут быть причиной пропусков – особенно в случае увеличенного зазора или покупки подделок. Индикатор Check Engine не всегда срабатывает при пропусках, поэтому ориентироваться только на контрольную лампу не следует. Если есть подозрение на пропуски, то проще провести диагностику и считать ошибки, которые точно идентифицируют неисправности.
Пропуски зажигания влияют на двигатель, поскольку несгоревший бензин растворяет масляную пленку, что приводит к сухому трению и ускоренному износу деталей цилиндропоршневой группы. Частицы бензина выбрасываются в систему выхлопа и попадают в раскаленный каталитический нейтрализатор. Из-за догорания бензина температура нейтрализатора возрастает свыше допустимого порога, что приводит к разрушению керамической сотовой вставки. В лучшем случае соты оплавятся и перекроют канал для отвода газов, в худшем – керамика разрушится и будет затянута циркулирующими потоками газов в цилиндры. Результатом станут задиры на зеркалах цилиндров, устранить которые можно только расточкой или установкой ремонтных гильз.
Катушка зажигания
При наличии индивидуальных катушек (типовая схема для большинства современных двигателей), в случае поломки одной из них мотор будет троить. Визуально определить неисправную катушку удается не всегда, нужно руководствоваться результатами компьютерной диагностики. Также можно переставить катушку на другой цилиндр, если ошибка переместилась вместе с катушкой, то вывод очевиден. Для ремонта или переустановки достаточно снять декоративную крышку, отвернуть крепление катушки и снять разъем. После монтажа новой катушки и пробного пуска двигателя следует убедиться в отсутствии ошибок по системе зажигания.
На ряде машин существует проблема попадания воды или снега с капота в колодец свечи. Как результат – появляются пропуски, после испарения воды работоспособность свечи восстанавливается. С такой проблемой сталкиваются владельцы автомобилей УАЗ Хантер — не счищенный после стоянки снег с капота сваливается в моторный отсек, попадает на катушку третьего цилиндра, тает и заливает колодец свечи.
Высоковольтные провода
Если автомобиль оборудован распределителем или общей для всех цилиндров катушкой, то в состав системы зажигания входят высоковольтные провода. Со временем изоляция трескается, что приводит к пропускам зажигания. Водитель замечает, что автомобиль хорошо запускается в теплую погоду, а после дождя старт занимает больше времени, а мотор работает с перебоями до момента прогрева. Иногда пробитые провода хорошо видны при открытом капоте в сумерках или ночью – по поверхности изоляции пробегают разряды. Провода рекомендуется менять комплектом.
Иногда высоковольтный провод разрушается внутри – выгорает металлическая жила или место соединения с колпачком на центральный электрод свечи. На контакте может образовываться нагар или слой окислов, ухудшающих проводимость. В теории, проверить состояние провода можно при помощи мультиметра. На практике – быстрее и дешевле приобрести новый комплект проводов и избавиться от пропусков зажигания.
Свечи
Изредка причиной плохого пуска и пропусков являются поддельные свечи. Искра должна проскакивать между электродами, в подделках из-за низкого качества изолятора искра уходит вглубь корпуса свечи. Причем проблема начинается только при работе свечи в цилиндре при повышенном давлении (в результате движения поршня происходит сжатие воздуха или топливовоздушной смеси). Определить неисправность свечей тестированием на воздухе не получится, результат проверки будет ошибочным. Измерять и регулировать зазор также не всегда целесообразно – выгорание центрального электрода так или иначе скажется на искрообразовании даже при корректном зазоре. Отслужившие свой срок свечи нужно менять с подбором по каталогу под конкретную модель двигателя.
Неправильная регулировка
Пропуски зажигания по нескольким цилиндрам могут быть следствием ошибочно выставленного угла опережения. Проблема касается двигателей со старой системой зажигания, оснащенной распределителем. Именно путем поворота корпуса трамблера выставляется начальный угол, который затем корректируется вакуумом в зависимости от числа оборотов. Двигатели с электронной системой управления автоматически определяют угол с учетом данных от датчика положения коленчатого вала.
При некорректной работе датчика будут пропуски, в памяти блока управления запишутся ошибки как по пропускам, так и по датчику положения. Ремонт простой – замена датчика или ремонт проводки, в которой могут быть повреждены разъемы или изоляция. В ряде случаев нужно менять задающий диск на шкиве – из-за разбитого отверстия под шпонку шкив и диск могут смещаться в стороны, зазор достаточен для неправильного определения положения коленчатого вала.
Усилитель тормозов
Для работы усилителя тормозов необходимо разряжение. В случае нарушения герметичности шланга от впускного коллектора или повреждения деталей внутри усилителя в цилиндры подается избыточный воздух. Обедненная смесь плохо воспламеняется, что фиксируется как пропуски зажигания при полностью исправной системе. При регулярных пропусках на свече оседают частицы топлива, что дополнительно ухудшает искрообразование. Проблема является весьма неприятной, поскольку найти место повреждения вакуумного усилителя достаточно сложно даже в условиях сервиса.
Прогар
Пропуски зажигания будут и в случае прогара поршня либо потери герметичности клапанов. При отсутствии сжатия топливовоздушная смесь просто не сможет воспламениться, на свече со временем появится слой осевших частиц бензина. Выявить прогар своими силами можно при наличии манометра с гибким шлангом, который вворачивают в свечное отверстие. Отсутствие или низкое значение компрессии однозначно указывают на необходимость детальной проверки двигателя, эксплуатировать агрегат дальше не следует. Окончательный вердикт выносят после снятия головки и полноценной проверки цилиндра. Иногда причиной падения компрессии являются залегшие или разрушившиеся поршневые кольца.
ГРМ
Причиной потери компрессии может стать неправильная регулировка клапанов или износ деталей газораспределительного механизма. Проблема относится к категории редких, но при появлении пропусков и отсутствии явных дефектов системы зажигания нужно помнить и возможной неправильной регулировке зазоров.
Система питания
Причиной пропусков могут стать подающие избыточное топливо форсунки. В этом случае двигатель будет троить сразу после пуска и при нажатии на педаль газа. Одновременно водитель заметит увеличение расхода бензина и ухудшение динамики. При снятии свечей изолятор цилиндра, форсунка которого имеет проблему, будет покрыт темным нагаром. Сразу менять форсунку не рекомендуется, целесообразно проверить работу форсунок на стенде и попытаться промыть распылители специальной жидкостью.
Быстрая проверка форсунок заключается в снятии их вместе с рампой — при включении зажигания давление от насоса продавит клапан в форсунке и на распылителе появится капля бензина. Метод тестирования подходит не для всех двигателей, на части моторов снятие рампы и форсунок занимает немало времени. Кроме того, проблемы с воспламенением смеси могут быть следствием низкого давления в системе подачи топлива – проверить работу насоса поможет манометр. При неисправности топливного насоса пропуски зажигания будут по всем цилиндрам.
Фильтр
Пропуски зажигания по разным цилиндрам появляются в случае сильного загрязнения воздушного фильтра. Из-за повышенного сопротивления на впуск подается слишком мало воздуха, в результате смесь обедняется и не всегда воспламеняется от искры. Средний срок службы фильтра в нормальных условиях составляет 20-25 тыс. км, при частых поездках по пыльным дорогам фильтр лучше менять чаще – через 10-15 тыс. км.
Прокладка ГБЦ
Под головкой расположена прокладка, которая может со временем разрушиться. Пробой чаще всего соединяет цилиндр с рубашкой охлаждения или располагается между каналами для подачи масла и антифриза. Возможна и другая ситуация – разрушение прокладки в зазоре между цилиндрами. В результате начинается перекачка воздуха из одного цилиндра в другой, что приводит к падению компрессии и появлению пропусков. Эксплуатация двигателя с пробитой прокладкой ГБЦ запрещена, даже при отсутствии следов эмульсии в масле или масла в расширительном бачке.
Заключение
Причин пропусков зажигания может быть множество – от безобидного отказа катушки или провода до прогара поршня, устранить который можно только с разборкой двигателя. Если мотор троит, а владелец автомобиля не обладает навыками механика, то лучше обратиться в ближайший сервис для детальной диагностики.
Fresh Сервис – это качественный ремонт и обслуживание автомобилей в 9 регионах России. Мы уже 16 лет ведем профессиональную деятельность, располагаем 1500 сотрудниками, включая специалистов узкого профиля.