Всё о балансировке колёс

Всё о балансировке колёс

Совокупность мер, предпринимаемых для уменьшения биения колёс в сборе, а также отдельно колёсных дисков или ступиц, принято называть балансировкой. Подобная процедура необходима, поскольку практически в 100% случаев центр масс колеса не совпадает с осью и радиальной плоскостью его вращения. Это касается даже новых, только что приобретённых в магазинах шин, колёсных дисков и ступиц, поскольку при изготовлении деталей на предприятиях допускается некоторое отклонение показателей от абсолютных значений. Во время эксплуатации транспортного средства балансировка может нарушаться из-за механических повреждений колёс или естественного износа покрышек. 

Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться
Принимая это во внимание, следует:
  • После приобретения новых колёс и/или дисков, воспользоваться услугами шиномонтажной мастерской, предоставляющей услуги по балансировке.
  • Периодически, не реже, чем каждые 5 тыс. км пробега, либо при появлении признаков дисбаланса – проводить необходимые проверки, a если потребуется, восстанавливать нарушенный баланс.
Это позволит обеспечить нормальную управляемость транспортного средства и сохранить ресурс компонентов колёс.

Виды биения и вероятные последствия дисбаланса

В соответствии с направленностью сил, возникающих в результате имеющихся отклонений, различают два вида биения:
  1. Радиальное, когда центр масс смещён относительно оси вращения.
  2. Торцевое (боковое). В этом случае имеются отклонения относительно радиальной плоскости.
Оба они оказывают негативное влияние на эксплуатационные характеристики автомобиля. Неправильная балансировка становится причиной:
  • Ухудшения управляемости автомобиля.
  • Снижения ездового комфорта.
  • Увеличения расхода топлива.
  • Ускоренного износа протектора шин.
  • Снижения ресурса ступичных подшипников, элементов подвески и рулевого управления.
Зная об этом, следует незамедлительно принимать меры для устранения обнаруженной неисправности.

Причины изменения балансировки колёс

Как уже было отмечено выше, в процессе эксплуатации автомобиля балансировка колёс может нарушаться из-за неравномерного износа протектора шин. Это связано с условиями эксплуатации, особенностями дорожного покрытия и неравномерностью химического состава материалов, использованных для изготовления покрышек. 
А ещё виновниками становятся механические повреждения:
  1. Проколы и порезы шин. Вне зависимости от методов, использованных для устранения проколов, баланс колеса нарушается.
  2. Повреждение несущего каркаса покрышки (корда) под воздействием недопустимых радиальных или боковых нагрузок.
  3. Неравномерный износ (стёсывание) шин при резком торможении.
  4. Повреждение дисков и колёсных ступиц. Чаще всего это происходит при ударах, случающихся при наездах на препятствия (ямы, колдобины, встретившиеся на дороге посторонние предметы).
В процессе эксплуатации транспортного средства, по разным причинам, могут отлетать ранее установленные балансировочные грузики. Ещё одной причиной возникновения дисбаланса нередко становится нарушение условий хранения и транспортировки шин. Это касается как бывших в употреблении, так и поступающих в продажу изделий.

Как обнаружить дисбаланс

Чтобы обнаружить проблему на ранней стадии её возникновения, рекомендуется регулярно проводить диагностику, проверяя колёса на предмет изменения баланса. Проверки производятся на специальных стендах, способных регистрировать отклонения в десятые доли грамма. Нарушение балансировки удаётся определить и по ряду характерных признаков:
  1. Вибрации подвески, имеющей место при движении машины по дороге с ровным покрытием.
  2. Биение руля, которое водитель может ощущать ладонями рук.
  3. Неравномерный износ протектора покрышек.
Вибрации и биение, как правило, появляются только на определённой скорости, чаще всего в диапазоне 60 – 120 км/час. 

Виды балансировки

Технологии балансировки колёс постоянно совершенствуются. На сегодняшний день применяются следующие методы:
  • Обычная балансировка. В этом случае колесо в сборе устанавливают на специальный стенд, позволяющий определить величину и вид дисбаланса, для устранения которого на обод колеса крепятся специальные грузики. На штампованные диски грузы крепятся с помощью пружинных защёлок. Для литых или кованых дисков используются самоклеящиеся грузики. 
  • Финишная балансировка. Работа выполняется, когда колесо установлено на автомобиле. В этом случае используется передвижной стенд, устанавливаемый под колёса машины после того, как та приподнята с помощью домкрата. Финишная балансировка считается боле точной и эффективной, поскольку позволяет избавиться от биения не только шин и колёсных дисков, но и ступиц, тормозных дисков, приводных валов. Для компенсации дисбаланса также используются грузики. 
  • Автоматическая порошковая или гранульная (бисерная) балансировка. В этом случае внутрь камеры насыпается порошок или гранулы (микробисер), которые обладают электростатическими свойствами. При вращении колеса, они сами распределяются в нужных местах. Однако такой метод не слишком точен, а потому рекомендован к применению только на грузовых автомобилях.
Результаты обычной и финишной балансировки напрямую зависят от умений и знаний мастера, выполняющего работу.

Особенности процесса

Первым делом колёса следует очистить от загрязнений. Для этого их обрабатывают скребками и щётками, после чего моют. После этого:
  • Извлекают посторонние предметы, застрявшие в протекторе.
  • Ранее установленные грузики снимают.
  • Если на покрышке обнаружены повреждения, выполняют необходимый ремонт.
На первом этапе работ рекомендуется сначала проверить дисбаланс колёсного диска (отдельно от шины), и только потом – колеса в сборе. Далее, действуя в определённой последовательности, необходимо проверить:
  1. Боковое (торцевое) биение. Для этой цели используют специальный индикатор с точностью не мене 0,05 м.
  2. Радиальное (осевое) биение. Проверка выполняется на балансировочном стенде, раскручивающем колесо до определённого числа оборотов. Измерительный цикл позволяет определить наличие и характеристики дисбаланса. После завершения измерительного цикла необходимо, медленно вращая колесо, найти зону дисбаланса, против которой и устанавливаются балансировочные грузики требуемой массы.
Добросовестный мастер, обнаружив радиальный дисбаланс, не ленится повернуть покрышку на диске на 90 или 180 градусов и провести повторные замеры. Дело в том, что дополнительный вес шины и диска, если они оказываются в одной точке, суммируется, а это приводит к увеличению дисбаланса, компенсировать который удаётся за счёт увеличения массы грузиков. Размещение точек дисбаланса покрышки и диска друг против друга позволяет частично компенсировать действующие на колесо силы и снизить массу грузиков. После закрепления грузов рекомендуется выполнить контрольную проверку и убедиться, что баланс восстановлен. 
Как определить износ шин Как определить износ шин
Внимание! Грузики должны располагаться максимально близко друг к другу. Не допускается устанавливать их по всему диаметру колеса. Если подобное имеет место, работа выполнена плохо.
Финишная балансировка проводится, когда колёса уже установлены на автомобиль. Для этого колесо вывешивают на домкрате и устанавливают под него измерительный стенд. Дальнейшие действия аналогичны тем, что выполняются при балансировке снятого колеса.

Заводской брак

Максимально допустимая масса грузов, которые можно установить на колесо, оговорена в соответствующем разделе ГОСТ 4554-97. Если нормативы превышены, то, прежде всего, необходимо установить, что является основным виновником возникновения дисбаланса. Для этого необходимо сначала проверить на балансировочном стенде отдельно колёсный диск, а затем колесо в сборе. При этом старые комплектующие подлежат замене, а новые шины или диски, не соответствующие установленным требованиям – могут быть возвращены продавцу.
В последнем случае могут возникнуть проблемы, источником которых приходится признать несовершенство российских стандартов. Дело в том, что:
  • Требования ГОСТ 4554-97 распространяются только на шины с посадочным диаметром до R16 включительно. Покрышки R17 выше под действие этого документа не попадают.
  • В стандартах, оговаривающих параметры колёсных дисков, и вовсе не указывается допустимая величина дисбаланса в граммах. Там лишь сказано, что радиальное и торцевое биение не должно быть более 0,5 мм.
Учитывая это, доказать несоответствие товара эксплуатационным характеристикам можно, лишь сославшись на заводские требования производителя. Это можно сделать самостоятельно или воспользовавшись помощью экспертов. Однако, если в процессе разбирательства представленные доказательства будут отклонены, истцу (автовладельцу) придётся оплатить судебные издержки.

Заключение

Чтобы свести проблемы с балансировкой колёс к минимуму, приобретайте только качественную продукцию проверенных производителей. Хорошие шины стоят недёшево. Но они не только обеспечивают вашу безопасность на дорогах, но и позволяют сократить эксплуатационные расходы. А ещё, пользуйтесь услугами только тех шиномонтажных мастерских, где имеется необходимое оборудование, и работают квалифицированные и добросовестные сотрудники. 
Подписка успешно добавлена
Удалить статью?