Производители обычно не указывают срок службы
сцепления. Дело в том, что его износ зависит от нескольких факторов. Например, если водитель неправильно переключает скорости на МКПП, то ресурс элементов снижается в несколько раз. Из-за этого приходится заменять узел целиком или частично. Ниже по порядку о том, как это делается.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!
Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий
Подписаться
Что такое сцепление
Это комбинированный узел автомобиля, осуществляющий важнейшую функцию — передачу крутящего момента от ДВС к КПП. Сегодня выпускают много разновидностей муфт, отличающихся между собой количеством ведомых дисков, типом рабочей среды и приводом.
Главные элементы сцепления авто:
- привод;
- вилка;
- входной вал;
- выжимной подшипник;
- корзина с диском;
- маховик.
Как и говорилось выше,
ресурс сцепления зависит от стиля езды водителя. В среднем он составляет 80-100 тыс. километров пробега или больше. Именно в это время начинается сказываться естественный износ — устаревание металла, из которого сделаны элементы. Также изнашиваются фрикционные поверхности.
Несколько большим сроком службы обладает двухдисковое сцепления, так как в нем увеличено количество рабочих поверхностей. Однако здесь вся нагрузка ложится на выжимной подшипник, который быстрее остальных деталей выходит из строя.
Что касается саморегулируемого сцепления (SAC, X-Tend, SAT), которыми оснащаются до 60% современных авто. Заменить его можно только в автосервисе, где есть специнструменты и оборудование. Самостоятельное обслуживание снижает ресурс узла в несколько раз из-за ошибок и незнания специфики.
На практике диск сцепления меняется в большинстве случаях на отметке 80-90 тыс. км пробега транспортного средства. Это при условии, что коробка правильно эксплуатируется, внутри есть смазка, машина не участвует в гонках и т. д.
Признаки, указывающие на износ диска:
- муфта не отключается — когда водитель нажимает педаль, исправное сцепление должно выйти из зацепления с маховиком, и не передавать крутящий момент на коробку (однако этого не происходит);
- пробуксовка — автомобиль мягко стартует, но практически не разгоняется, обороты ДВС плавают, а в салоне ощущается запах гари;
- сильная вибрация при включении — чаще всего, машина вибрирует при старте, на первой и задней скорости.
Как проверить диск:
- автомобиль ставите на ручник;
- запускаете двигатель;
- включаете третью/четвертую передачу;
- жмете педаль газа, одновременно сцепление медленно отпускаете.
Если двигатель не заглох — диск надо менять.
Второй способ проверки:
- запускаете мотор на ХХ;
- выжимаете муфту;
- ставите первую/заднюю скорость.
Если появились посторонние звуки или нужны лишние усилия для включения передачи — с диском что-то не так, так как он полностью не отходит от маховика.
Как заменить:
- обесточить АКБ;
- поднять автомобиль;
- отсоединить тросы — спидометра и сцепления;
- скинуть провода, датчики;
- отключить ГЦ от механизма сцепления;
- подставить под КПП пустую емкость;
- слить немного масла — чтобы мастер определил состояние смазки и решил, надо ли его заменять;
- подставить под коробку специальные упоры, открутить болты и разъединить КПП от двигателя;
- вытащить и заменить ведомый диск.
После снятия коробки важно тщательно проверить остальные детали сцепления: выжимной подшипник, корзину, вилку, маховик, подшипник первичного вала. Как правило, в большинстве случаях приходится заменять узел в сборе, так как износ диска сопровождается неблагоприятным состоянием сопутствующих элементов.
Корзина
Она еще называется ведущим диском. Устанавливается корзина на маховике, а внутри нее располагается ведомый диск, рассмотренный нами выше.
Корзина оснащается специальными лепестками, благодаря которым работают выжимной и диск. Однако из-за регулярных и высоких нагрузках часто выходят из строя, поэтому надо тщательно осматривать лепестки на износ. Если они при не выжатом сцеплении стоят криво — нужный уровень прижима не будет обеспечен.
Другие детали корзины, подверженные износу:
- корпус — обычно из-за перегрева;
- заклепки и крепежи — ломаются вследствие люфта.
Правильный специалист обычно всегда рекомендует заменять корзину вместе с диском и выжимным. Причин для этого две. Во-первых, ведущий механизм ко времени износа ведомого диска тоже начинает дышать на ладан. Во-вторых, новый диск часто не подходит к старой корзине, которая не обеспечивает нормальную площадь прижима. Однако музыку заказывает владелец машины. Если он захочет поменять только диск — пожалуйста. Специалист тщательно осмотрит остальные детали сцепления, и если их состояние оценит удовлетворительно, то заменить можно только ведомый элемент.
Выжимной подшипник
Еще один компонент сцепления, требующий замены чаще остальных. Его назначение — отключать ведомый диск. Соединяется подшипник с первичным валом и вилкой. Как только водитель жмет педаль муфты, деталь выдвигается навстречу лепесткам корзины.
Из чего состоит:
- внутренняя обойма — посадочная обойма под вал;
- механизм качения — шариковый, роликовые;
- наружная часть — корпус с нажимным пятаком.
Основные причины поломки/износа:
- длительное удержание педали сцепления — так часто делают новички, которые еще не умеют правильно переключать скорости или ездить под светофорами, на «лежачих полицейских» и в схожих ситуациях;
- резкие броски и нажатия муфты — манера, присущая любителям погонять;
- неправильная регулировка хода троса или штока цилиндра — в результате этого пятка находится в постоянном контакте с вилкой и быстрее изнашивается.
Проверить выжимной подшипник можно так:
- заводите ДВС;
- жмете сцепление и прислушиваетесь;
- включаете первую скорость и плавно отпускаете муфту.
Если слышен хруст, свист и другие шумы в районе педали или наблюдаются трудности включения определенной передачи КПП, а также есть толчки и вибрации при переключении скоростей — выжимной надо менять. Заменяют подшипник обычно вместе с диском.
Вилка
Правильно называть вилкой включения/выключения или приводной вилкой. Представляет собой рычаг, при воздействии на который отводится диск, а муфта отключается. При обратном действии, когда водитель отпускает педаль — вилка активирует сцепление.
Устанавливается деталь преимущественно в МКПП, но изредка и в гидравлические коробки. Состоит из рычага и двух лапок, зафиксированных на железном стержне.
Признаки поломки и неисправности:
- провал педали муфты — продолжать движение на машине невозможно;
- сцепление схватывает неправильно — нуждается в регулировке или замене (трещина на вилке).
Замена детали подразумевает демонтаж коробки передач. На Жигулях (классике) некоторые любители приноровились менять узел без снятия КПП. Однако в этом случае придется вооружиться длинными болтами для крабов и навесить коробку.
Самостоятельная замена узла — сложная процедура. Кроме специальных инструментов, понадобится профессиональное оборудование для снятия КПП. Поэтому мы рекомендуем в таких случаях обратиться в сервис, тем более что любая ошибка может привести к лишним затратам.
У нас, в автосервисе Fresh Auto, цена замены сцепления в сборе начинается от 7500 рублей. В данную услугу входит: демонтаж колес, кардана, отключение электрических разъемов и тросов, снятие/установка крепежных болтов КПП и корзины, дефектовка, замена, монтаж. Наши преимущества: обслуживание авто всех марок и моделей, наличие оригинальных запчастей, годовая гарантия на работы и детали, ремонт в день обращения.