Что такое плазмер в бортовом компьютере и для чего он нужен

Что такое плазмер в бортовом компьютере и для чего он нужен

На рыке автомобильных аксессуаров предлагаются бортовые компьютеры, которые поддерживают дополнительные функции. Одной из них является плазмер, по мысли авторов позволяющий просушить залитые бензином свечи и улучшить старт при низкой температуре окружающей среды. 
Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться

Общие сведения

Опциональный бортовой компьютер устанавливается на автомобили, не имеющие штатного устройства для вывода ряда параметров работы двигателя. Оборудование подключается к бортовой сети - помимо сведений о расходе топлива или напряжении на клеммах аккумулятора, устройство может поддерживать дополнительные функции. Одной из самых оригинальных идей является плазмер.
По мысли создателей, при работе плазмера на свечи подаются импульсы тока высокого напряжения. Многократно возникающая искра должна просушить и прогреть электроды, что затем упростит процедуру запуска в морозную или сырую погоду. Двигатель при этом не работает, хотя и возможны единичные вспышки из-за догорания оставшейся в цилиндрах рабочей смеси. 
Подача искры длится от 30 секунд до 2-3 минут (в зависимости от внешних условий). Свечи работают попарно, искра никак не влияет на ресурс электродов или покрытия на электродах. Запускается функция путем нажатия на комбинацию кнопок на панели нештатного бортового компьютера. Ряд производителей обозначает режим как «сушку свечей». Например, подобная функция имеется в компьютере Мультитроникс Х-140.
Как определить износ шин Как определить износ шин
Некоторые производители бортовых компьютеров с поддержкой режима плазмера указывают на ионизацию воздуха в цилиндре при многократных искровых разрядах. Подобные рекламные ходы ориентированы на людей, забывших или прогуливавших уроки физики в школе. С таким же «успехом» можно повесить на топливные шланги различные магнитные «экономители» и ждать заявленного снижения расхода горючего.
Плазмер можно использовать для быстрой диагностики катушки – и это единственная польза от функции. Например, при появлении ошибок из-за пропусков зажигания или подозрении на неработающую свечу достаточно установить в наконечник провода или катушки свечной пробойник, а затем запустить режим прогрева. По наличию искры можно судить о состоянии катушки. 
Внимание! При работе плазмера не следует притрагиваться к пробойнику из-за риска удара током высокого напряжения.

Запуск функции

Для запуска функции необходимо:
  1. Выбрать соответствующий экран в меню бортового компьютера. Например, в упомянутом X-140 переходите в раздел ТО-2, затем жмете на кнопку Service.
  2. Активировать требуемый раздел – в нашем примере трижды нажимаете на кнопку с аббревиатурой «<».
  3. Подтвердить запуск режима сушки нажатием на клавишу с пометкой Set.
На других моделях бортовых компьютеров (например, «Штат Х1-G») процедура старта плазмера может отличаться - информация о способе включения указывается в инструкции по эксплуатации. Автоматическое включение прогрева свечей в зависимости от температуры воздуха или иных условий ни одним из производителей не поддерживается. Некоторые производители оборудования предусматривают вывод одной «любимой» функции на отдельную кнопку, что упрощает процесс активации.

От теории к практике

Исправная система зажигания и подачи топлива обеспечивает уверенный пуск двигателя в сырую погоду и при падении температуры воздуха ниже -30°С. Проблемы со стартом возникают из-за неправильного зазора между электродами, использования некачественного топлива и разрядки стартерного аккумулятора. Функция сушки свечей едва ли поможет в таких ситуациях, поскольку энергия искрового разряда недостаточна для сколь-нибудь заметного прогрева электродов и корпуса свечи. Кроме того, свеча ввернута в металлическую головку, поэтому мизерная тепловая энергия просто «растворится» в массе детали. 
Что касается сушки электродов от влаги или частиц топлива, то при исправных форсунках в цилиндрах не должно образовываться капелек бензина. Даже если искровые разряды удалят горючее со свечи, то в момент старта форсунки подадут избыточный бензин для обогащения смеси. Если распылители льют топливо, то на электродах и стенках камеры сгорания образуется слой бензина. Т.е. все возвращается к исходной ситуации – можно активировать функцию плазмера заново, рассчитывая на чудо. Кроме того, при влажных электродах разряд проходит через изолятор свечи – надеяться на какой-либо нагрев корпуса не стоит. 
Для хорошего прогрева части камеры сгорания и воздуха необходимы свечи накаливания. Такая технология широко используется на дизельных двигателях. Блок управления учитывает температуру воздуха и автоматически рассчитывает время работы свечей. После окончания прогрева в щитке приборов гаснет предупредительный индикатор, указывая водителю на момент включения стартера. Но габариты нагревательных элементов свечей накала и мощность нагрева не идут ни в какое сравнение с тепловыделением при прохождении искрового разряда.
Некоторые сторонники плазмера указывают на прогрев аккумулятора при активации функции – для работы системы нужна сила тока около 5 А. Но на автомобиле с системой впрыска топлива при включении зажигания начинает работать электрический насос и блок управления – т.е. батарея в любом случае активируется перед подключением стартера. Кроме того, исправный современный аккумулятор спокойно запустит двигатель в мороз без всяких манипуляций вроде кратковременного включения фар ближнего света. 

Заключение

Функция сушки свечей или плазмера встречается в ряде нештатных бортовых компьютеров. Идея прогрева электродов искровыми разрядами не имеет никакого смысла, случаи улучшения пуска после отработки режима являются результатом стечения обстоятельств. Гораздо важнее вовремя менять свечи и использовать соответствующее климатическим условиям моторное масло, а также заправлять качественное топливо и следить за состоянием форсунок системы впрыска.
Подписка успешно добавлена
Удалить статью?