Что нужно знать о тормозной системе вашего авто

Что нужно знать о тормозной системе вашего авто

Тормоза автомобиля являются одной из ключевых систем, обеспечивающих безопасность эксплуатации. Водителю необходимо знать основные правила использования тормозов и базовые симптомы неисправности. Ремонт и обслуживание системы лучше доверить специалистам сервиса, ведь ошибка при самостоятельном проведении работ может повлиять на безопасность движения.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться

Общие данные

На легковых автомобилях используется тормозная система гидравлического типа, разделенная на два независимых диагональных контура. В конструкции предусмотрен вакуумный усилитель, а на машинах с гибридной силовой установкой или электромобилях используется электромеханический усилитель. Также в состав системы на большинстве машин выпуска после 2000 г. входит блок ABS, который может поддерживать дополнительные функции. Система оснащена аварийными лампами, срабатывающими в случае утечки жидкости, отказа одного из контуров или поломки блока ABS.

Использование

Для нормальной остановки автомобиля водителю достаточно нажать на педаль – интенсивность торможения зависит от усилия на педали и коэффициента сцепления шин с дорогой. Но для быстрого замедления необходимо резко прожать педаль в пол для срабатывания системы экстренного усиления. Срабатывание ABS, воспринимаемое как дрожь на педали, не должно смущать водителя. Работа ABS исключает блокировку колес и сохраняет возможность изменения траектории движения рулем при торможении. Если автомобиль не оснащен ABS, то для лучшего торможения необходимо прерывисто и резко нажимать на педаль, имитируя работу ABS.

Основные признаки неисправности

На поломку тормозной системы указывают:
  • увод автомобиля в сторону при торможении;
  • вибрация на педали, не связанная с работой ABS;
  • посторонний шум при нажатии на педаль тормоза;
  • следы тормозной жидкости на внутренней поверхности колес или под машиной;
  • включение контрольных ламп, указывающих на неисправность тормозов или ABS.

Отклонение от прямолинейной траектории

Если при нажатии на педаль тормоза чувствуется увод автомобиля в сторону, то причиной является неравномерное срабатывание механизмов. Например, возможно заклинивание колодок в направляющих, частичное перекрытие сечения внутри тормозных шлангов из-за расслоения резины. Также нельзя исключать попадание на поверхности трения масел или сильный износ одного из дисков либо барабанов.

Вибрации

Дрожь на педали появляется из-за коробления дисков. Например, автомобиль резко тормозит, а затем въезжает в лужу. Резкое охлаждение дисков приводит к деформации детали, при последующих нажатиях на педаль биение от дисков передается на колодки, а затем через гидравлическую систему – на педаль. В ряде случаев диски удается восстановить проточкой, иногда небольшая деформация постепенно нивелируется при работе тормозов. Но в большинстве случаев требуется замена дисков. Кроме того, водителю нужно научиться прогнозировать ситуацию и избегать резкого торможения перед лужами.

Шум при работе тормозов

Посторонние звуки при нажатии на педаль тормоза возникают из-за появления следов коррозии на дисках либо неисправности механизмов. Ржавчина, отложившаяся после нескольких дней простоя автомобиля под открытым небом, обычно стирается после нескольких резких нажатий на педаль тормоза. Но источником шума могут быть задиры на дисках, колодки низкого качества. В принципе, если сохранена эффективность торможения, то можно эксплуатировать детали до полного износа. Но если при торможении слышен свист, скорее всего, колодки стерлись до металлической пластины, которая трется об диск и напоминает о необходимости обслуживания тормозов. На ряде машин имеется датчик износа, который включает контрольную лампу в щитке приборов или выводит предупредительную надпись на экран бортового компьютера.

Течь жидкости

Утечка тормозной жидкости является серьезной поломкой – течь возникает через поврежденные шланги, сгнившие тормозные трубки под днищем машины или треснувший бачок на главном тормозном цилиндре. На любом автомобиле имеется датчик уровня тормозной жидкости. В случае сильной утечки в щитке приборов включается сигнальная лампа. Тормоза работоспособны, но при дальнейшей потере жидкости в контур может попасть воздух, что приведет к снижению эффективности торможения. 
Эластичные шланги тормозной системы состоят из резиновой армированной трубки и наконечников для крепления. Под воздействием дорожных реагентов резина стареет и трескается, в ряде случаев нарушается герметичность стыка трубки с наконечниками. На ряде машин шланги рвутся от вибраций или сильного натяжения из-за конструктивных просчетов. При регулярном обслуживании в сервисе должен производиться осмотр шлангов. При обнаружении трещин или течи производится своевременный ремонт.

Проблемы с ABS

В случае неисправности компонентов антиблокировочной системы в комбинации приборов в постоянном режиме горит лампа оранжевого цвета. Помимо поломки блока нельзя исключать повреждение датчика в колесной ступице или обрыв проводов. Компьютерная диагностика позволит считать код, указывающий на неисправный узел. При отключенной ABS тормоза остаются рабочими, но при резком нажатии или торможении на рыхлом либо скользком покрытии колеса заблокируются.
Как определить износ шин Как определить износ шин

Подбор запасных частей

При выборе запасных частей для тормозной системы необходимо учитывать VIN автомобиля. Рекомендуется приобретать комплектующие от крупных производителей, но следует заранее выяснить признаки подделки. Детали от мелких или неизвестных поставщиков приобретать не следует – неизвестно, как поведут себя тормоза при экстренном торможении.

Обслуживание

Срок службы дисков и колодок зависит от производителя и условий эксплуатации. При осмотре в сервисе осуществляется замер остаточной толщины деталей, на основе которого принимается решение о необходимости замены. 
Срок службы тормозной жидкости составляет 60 тыс. км или 2 года эксплуатации.
Дальнейшее использование жидкости нежелательно даже при условии неизменности цвета и консистенции. Жидкость впитывает влагу из воздуха и теряет характеристики, что может негативно сказаться на эффективности тормозов при экстренной остановке.

Заключение

Тормозная система современного автомобиля требует регулярного обслуживания. Даже если машина практически не эксплуатируется и хранится в сухом гараже, необходима ежегодная проверка шлангов, дисков, колодок. Также важно своевременно менять жидкость, которая со временем насыщается влагой и теряет исходные характеристики.
Подписка успешно добавлена
Удалить статью?