Почему заклинивает двигатель и что делать

Почему заклинивает двигатель и что делать

Самый большой страх автомобилистов – заклинивание двигателя. Такая проблема возникает на фоне недостаточного обслуживания, естественного износа или неправильной эксплуатации транспортного средства. 
Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться
Как определить износ шин Как определить износ шин
Заклинивание внутренних механизмов силовой установки не происходит внезапно. Перед наступлением катастрофической поломки владелец может наблюдать ряд симптомов, указывающих на наличие проблемы. Если вовремя провести диагностику и ремонт, можно избежать серьезной поломки ДВС.

Что такое заклинивание двигателя?

Моторы внутреннего сгорания – точные и сбалансированные механизмы. Нормальная работа агрегатов обеспечивается тремя основными факторами:
  1. Наличие тепловых зазоров между вращающимися механизмами. Они позволяют предотвратить контакт (трение) с учетом теплового расширения металла.
  2. Постоянное наличие смазки, которая формирует на поверхности деталей масляную пленку. Это значительно снижает показатель трения.
  3. Сохранение стабильности материалов и узлов при повышении температур.

Если хотя бы один фактор не будет отвечать норме, наступит механический заклин вращающихся деталей. Процесс сопровождается катастрофическими для двигателя разрушениями конструктивных элементов. Проще говоря – детали мотора перестанут двигаться. 

В таких ситуациях первыми страдают поршни, подшипники распредвала и коленвала. В любом из вариантов дальнейшие действия – это дорогостоящий ремонт или полная замена ДВС. 

Как выявить грядущее заклинивание мотора

Двигатель – прочный и надежный механизм, который выдерживает высокие нагрузки и нагрев. Соответственно, износ деталей не происходит молниеносно. Более того, опытные мотористы выделяют целый перечень симптомов, которые указывают на грядущую поломку:
  • Динамика. В процессе эксплуатации наблюдается критическое падение мощности ДВС на 25% и более. 
  • Давление. На панели приборов загорается индикатор масла, который указывает на засорение фильтра, увеличение технических зазоров и другие проблемы с двигателем.
  • Расход. Повышенное потребление смазки свидетельствует о серьезном износе поршневой группы. Параллельно с этим автомобиль превышает потребление топлива.
  • Запуск. Усложненный и неуверенный запуск мотора может вызываться износом поршневых колец, падением компрессии в одном из цилиндров и т. д.
  • Выхлоп. Яркий признак сильного износа поршневой группы – увеличение синего дыма из выхлопной трубы. Он появляется из-за проникновения смазки в камеру сгорания.
  • Плавание оборотов. Нестабильная работа на холостом ходу – яркий признак разной силы сжатия в цилиндрах. 
  • Нагар. Еще одним предвестником грядущего заклинивание является махровый нагар на свечах зажигания. Чем больше серых крупинок, тем плачевнее состояние ДВС. 
  • Детонация. Возгорание топлива за пределами камеры сгорания приводит к небольшим взрывам, которые указывают на наличие механических проблем.
  • Стук. Характерный признак износа подшипников коленвала, шатунов, пальцев и других элементов мотора. В любом из вариантов такой симптом ничем хорошим не заканчивается.
  • Перегрев. Чрезмерный нагрев силовой установки сопровождается закипанием охлаждающей жидкости, вызывает деформацию или микроразрывы в деталях.
  • Смешивание масла с антифризом. Указывает на пробой прокладки ГБЦ. 
Эти признаки нельзя оставить без внимания - в противном случае серьезные поломки мотора обеспечены. 

Почему заклинивает ДВС: основные причины

Зачастую полная остановка мотора связана с заклином коленвала, а точнее его подшипников. Параллельно с этим могут прикипеть поршни к гильзе. Соответственно, прежде чем приступить к ремонту, нужно четко понимать первопричину проблемы. Наши мотористы выделяют несколько категорий поломок – о них и пойдет речь ниже.

Механический заклин

В данную группу входят поломки, связанные с физическими повреждениями внутренних деталей ДВС. Основная причина - попадание в камеру сгорания сторонних предметов. Это могут быть ключи и другие мелочи, оставленные после предыдущего ремонта или по неосторожности водителя. А также открученные из-за постоянных вибраций или отколотые элементы – винтики, шайбы, гайки и прочее.
Другие причины:
  • Обрыв ремня или цепи ГРМ. Как правило, такая проблема заканчивается ударом поршней по клапанам, что ведет к загибу штоков. Также возможна деформация головки блока цилиндров. 
  • Разрушение колец. Из-за этого поршень заклинивает в гильзе цилиндра. Сам мотор останавливается, а провернуть коленвал невозможно.

Если во время работы ДВС слышен шум или удар, то это в большинстве случаях это указывает на попадание внутрь мотора чего-то постороннего. Зачастую его можно достать без демонтажа силовой установки. Для этого нужен длинный магнит, который вводится через свечное отверстие. По статистике именно такие предметы наносят серьезный урон двигателю во время его запуска.

Термический заклин

Часто заклин бывает связан с перегревом ДВС. Вызывается он по разным причинам:

  • Критический уровень моторного масла, из-за чего снижается полноценное охлаждение и смазка деталей. Сухое трение существенно повышает температуру, которая стимулирует расширение деталей. Элементы начинают тереться и заклинивают.
  • Пробой прокладки ГБЦ, из-за которого хладагент попадает в масло, что снижает качество смазки и охлаждения. Такая разгерметизация ведет к стремительному набору температуры мотора. Это может закончиться деформацией головки или появлением микротрещин в блоке. 
  • Сбои в работе помпы или термостата. Из-за этого система охлаждения не может полноценно отводить избыточное тепло, что приводит к перегреву, закипанию и заклиниванию силовой установки.

Масляное голодание

Недостаточное количество смазки особо опасно на высоких оборотах двигателя, из-за чего возникает сухое трение. Это провоцирует повышение температур и расширение, из-за чего деталь не проходит в тепловые зазоры. Параллельно с этим проявляется локальное оплавление, что еще больше усугубляет проблему.

Дефицит масла первыми ощущают вкладыши коленвала, поскольку еще на этапе запуска они испытывают высокую нагрузку. А при сильном разогреве могут прикипеть к вращающимся шейкам и провернуться в постели, что сопровождается характерным стуком. После остановки и остывания ДВС вкладыши прочно прилипают, после чего стартер не может провернуть заклинивший мотор.
Причины масляного голодания:
  • засорение фильтрующей сетки маслоприемника;
  • смешивание охлаждающей жидкости и смазки;
  • неэффективная работа масляного насоса;
  • закупорка каналов, которые подают масло к клапанам и пальцам поршней.

Эти проблемы могут привести к заклиниванию мотора, из-за чего прокручивание коленчатого вала становится невозможным. 

Что делать, если двигатель заклинило

Выход только один – комплексная диагностика и капитальный ремонт, который требует немалых материальных затрат. При этом заменяются испорченные детали. В некоторых ситуациях восстановление является экономически невыгодным или технически невозможным. В таком случае требуется полная замена силовой установки. 

Чтобы не допустить заклинивания мотора, нужно регулярно проводить обслуживание транспортного средства. При этом владелец перед каждым выездом должен проводить поверхностный осмотр элементов ДВС, что позволит выявить такие недочеты:
  • низкий уровень масла;
  • критическое падение охлаждающей жидкости;
  • сбои в показаниях экономайзера;
  • появление посторонних звуков - скрежет, стук, гул, звон;
  • потеря тяги мотором.
Эти проблемы нуждаются в проведении немедленной диагностики, которая установит первопричину сбоев. Данный тип восстановления обойдется в разы дешевле, чем капитальный ремонт в результате заклинивания двигателя. 
Подписка успешно добавлена
Удалить статью?