Полярность автомобильного аккумулятора: что это такое

Полярность автомобильного аккумулятора: что это такое

Приобретая новую аккумуляторную батарею (АКБ) для автомобиля, следует помнить — выпускаемые промышленностью источники питания отличаются не только размерами и ёмкостью, но и полярностью! Не исключено, что из-за ошибки при выборе модели вы не сможете нормально эксплуатировать купленный аккумулятор. Дабы не попасть впросак, ознакомьтесь с приведённой ниже полезной информацией и пополните копилку знаний автомобилиста.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться

Устройство АКБ

Вне зависимости от варианта исполнения, все свинцово-кислотные автомобильные аккумуляторы имеют общую компоновку. Внутри корпуса источника питания клеммы присоединяются:
  • плюсовая – к пластинам с PbO2, пористым диоксидом свинца (анод);
  •  минусовая – к пластинам с Pb, губчатым свинцом (катод).

Из-за неправильной последовательности подключения, аккумуляторы выходят из строя и перестают выполнять своё назначение. Также могут возникать различные неисправности в бортовой сети транспортного средства. Чтобы этого не произошло, производители техники принимают соответствующие меры.

Что такое полярность аккумуляторной батареи

Под понятием «полярность» подразумевают вариант размещения клемм на корпусе аккумулятора. Различают 4 основных стандарта изготовления АКБ: США, Азия, Европа, РФ.
В соответствии с этими стандартами, и в зависимости от требований производителей техники, выпускаются автомобильные аккумуляторы прямой и обратной полярности. Если вы смотрите на батарею со стороны размещения клемм, то:
  • прямой полярностью принято считать компоновку, при которой «+» находится слева;
  • обратной – когда «+» расположен справа.

Крайне редко встречаются варианты исполнения с диагональной полярностью. Как правило, ими комплектуют спецтехнику. Существующие различия необходимо учитывать при покупке АКБ. Однако этим проблемы, с которыми приходится сталкиваться при выборе источника питания, не исчерпываются.

Варианты исполнения для легковых и грузовых автомобилей

На аккумуляторных батареях, предназначенных для легковых автомобилей, присоединительные клеммы размещены вдоль одной из длинных сторон корпуса. У модификаций, разработанных для грузовиков – вдоль одной из коротких сторон. Это связано с особенностями компоновки отсека, предназначенного для установки источника питания, и конструктивными особенностями самих АКБ.

Особенности национальных стандартов

Согласно общепринятым требованиям, вне зависимости от страны-изготовителя аккумулятора, диаметр плюсовой клеммы всегда больше, чем минусовой. Но есть различия:
  • в соответствии со стандартами ЕС, России и США — плюсовой вывод имеет диаметр 19,5 мм, а минусовой – 17,8 мм;
  • в странах Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии, соответственно — 12,7 и 11,1 мм.
Кроме диаметра, клеммы отличаются по форме и конструкции. На европейских и российских модификациях применяются присоединительные выводы:
  • конические типа «А», винтовые типа «E»;
  • конические типа «B» (азиатская модификация).
Американские модификации оснащаются винтовыми разъёмами стандарта F, и под болт типа G.

Различия конструкции корпуса

В зависимости от типа и размеров контактов, меняется и конструкция батареи. Крышка может быть плоской или иметь выемки, в которых находятся клеммы. Стенки корпуса выполняются гладкими или с бортиками в верхней, нижней части изделия, предназначенными для фиксации источника питания.

Возможные проблемы

Из-за несоответствия размера, типа и полярности клемм стандартам автомобиля, нередко возникают сложности:
  • Длины проводов не хватает для того, чтобы подключить АКБ. При этом установить электропроводку необходимой длины удаётся не всегда.

  • Присоединительные разъёмы не одеваются или не фиксируются на клеммы. Разумеется, их можно заменить — однако, в большинстве случаев, проще приобрести источник питания подходящего типа.
  • Батарея не помещается в отсеке, предназначенном для её установки.

Для того чтобы не сталкиваться с нежелательными последствиями, нужно купить аккумулятор, подходящий по полярности и другим характеристикам.

Как нужно выбирать АКБ

Первым делом изучите инструкцию по эксплуатации вашей модели автомобиля. Если этот важный документ отсутствует, обратитесь за помощью к сотрудникам наших дилерских сервисных центров. Не пользуйтесь непроверенными источниками информации — содержащиеся в них данные нередко оказываются недостоверными.

Это относится и к каталогам производителей аккумуляторных батарей. Ради получения прибыли, недобросовестные продавцы и поставщики вполне способны пойти на обман покупателя. Чтобы не стать жертвой невежд и мошенников, прежде чем отправляться в магазин, изучите варианты маркировок, используемых компаниями разных стран.

Россия


В соответствии с нормативами Российской Федерации, на корпус или этикетку АКБ наносятся четыре группы символов:
  1. Количество банок, в которых находятся электролит и активное вещество. При температуре окружающего воздуха +18 °C и плотности электролита 1,27 г/куб. см, одна исправная ёмкость выдаёт напряжение 2,12 Вольта. В конструкции шестивольтового источника питания используется три банки, 12-вольтового – шесть, 24-вольтового – двенадцать. Выходное напряжение, замеряемое с помощью мультиметра без нагрузки, составляет, соответственно — 6.35, 12.7 или 25,4 Вольта.
  2. Назначение. Для автомобильной батареи оно указывается как «Ст» – стартерная.
  3. Зарядная ёмкость, промаркированная в ампер-часах (А*ч).
В обязательном порядке указывается четвёртый пункт – исполнение, которое бывает:
  • А – с общей крышкой, накрывающей соединительные мосты банок;
  • З – необслуживаемое;
  • П – с сепаратором-конвертом;
  • Н – несухозаряженное.
Встречаются и иные обозначения. Если вы внимательно ознакомились с материалом статьи, то уже должны знать, что плюсовая клемма всегда больше минусовой. При этом дополнительные обозначения могут быть нанесены на защитные колпачки или корпус АКБ.

Европа


Европейские производители используют два разных стандарта: DIN и ETN. Более простым для понимания принято считать норматив ETN, в котором также присутствует несколько групп цифр:
  1. Первый символ (одна цифра) указывает на диапазон значений ёмкости, варьирующейся в пределах 1 – 99 А*ч (5), 100 – 199 А*ч (6), 200 – 299 А*ч (7).
  2. Далее группа от 2 до 3 цифр вносит уточнение. Например, 75 А*ч.
  3. В самом конце указывается ток прокрутки стартерного или иного электромотора.
Остальные маркировки носят внутризаводской характер. По большому счету, для автомобилистов особого значения не имеют.

США


Американские компании ограничиваются одной буквой и двумя группами цифр:
  • A – автомобильная батарея;
  • первые две цифры – формат источника питания, указывающий на прямую (34) или обратную (34R) полярность;
  • последние 3 цифры – ток холодной прокрутки в амперах.
С точки зрения производителей техники из США, подобной информации вполне достаточно.

Азия

Сложнее всего обстоят дела с обозначениями, применяемыми азиатскими компаниями. Дело в том, что сначала производители информируют покупателей о ёмкости АКБ, но не дают расшифровку наносимых символов. Далее всё проще:
  • C - формат изделия;
  • DE – габариты корпуса;
  • F – R или L- полярность.
Фирмы используют различные обозначения. Чтобы разобраться, потребуются оригинальные справочники и профессиональные знания.

Как самостоятельно разобраться, где плюс, а где минус

Если имеющейся информации недостаточно, можно самому внести ясность в интересующий вопрос, замерив:
  • замерьте диаметр клемм — мы уже упоминали, что плюсовая клемма всегда больше;
  • снимите напряжение на контактах — для этого подойдёт обычный мультиметр.
В любом случае, прежде чем подключать провода, придётся внести в интересующий вопрос окончательную ясность.

Отключение и подключение источника питания

На современных моделях автомобилей при отключении аккумулятора всегда следует первой снимать минусовую клемму. Это связано с тем, что именно минус идёт на корпус транспортного средства и является управляющим.
На старинной технике, изготовленной до 1960 года, управляющим нередко оказывается плюс. Некогда проектировались и такие электрические схемы. Чтобы разобраться во всех тонкостях, потребуется достоверная информация или услуги квалифицированных специалистов.
Подзаряжая АКБ, действуйте предельно аккуратно! Если при восстановлении потенциала разряженной батареи вы неправильно подсоедините зарядное устройство, то источник питания может поменять полярность. Фактически, аноды и катоды поменяются местами — и источник питания станет непригодным для нормальной эксплуатации. Существует шанс привести всё в норму, приняв соответствующие меры, но он минимален. Электрики центров обслуживания Fresh Auto считают, что в этом случае целесообразнее купить новый аккумулятор.
Помните, что одной полярностью характеристики аккумуляторов не исчерпываются. Всё значительно сложнее, и при покупке АКБ необходимо учесть многие важные параметры. Если всё сделаете правильно, машина станет легко заводиться даже в плохую погоду, а батарея прослужит долго. Мы рекомендуем обратиться за советом к нашим профессиональным электрикам. Сервисы компании Fresh Auto расположены во многих городах России, включая Москву, Краснодар, Воронеж. Также вы можете связаться с нашими менеджерами, посетив официальный сайт компании.

Подписка успешно добавлена
Удалить статью?