Неисправности генератора — признаки, диагностика, причины, проверка

Неисправности генератора — признаки, диагностика, причины, проверка

Генератор автомобиля (преобразователь механической энергии) — это основной источник электроснабжения, который включается в работу сразу после запуска двигателя. Без него аккумулятору не хватит тока для обеспечения работы стартера и других потребителей. Крайне важно своевременно обнаружить неисправности генератора, чтобы предупредить возгорание автомобиля, выходя из строя ЭБУ и другие серьезные поломки.

Устройство генератора

Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться
Автомобильный генератор состоит из нескольких частей: 
  • Шкив. Эта деталь устанавливается на валу ротора и приводит в движение преобразователь. Принцип работы сводится к следующему: шкив принимает вращательный момент от коленвала, гасит колебания и запускает нормальную работу генератора. Таким образом, он еще и выполняет защитные функции. 
  • Щетки. Обычно делаются из графита — превосходного проводника тока. Функций у щеток несколько: подача тока на АКБ, обеспечение бесперебойной работы электроцепей, снятие лишнего напряжения с коллектора.
  • Коллектор. Представляет собой токосъемные кольца, которые работают вместе с щетками и передают ток на роторную катушку. Изготавливаются обычно из меди, редкие автопроизводители ставят металлические кольца.
  • Регулятор или таблетка. Отвечает за стабилизацию напряжения, создаваемого генератором. Без регулятора устройство просто не сможет работать, так как ток будет нестабильным, а аккумулятор не будет подзаряжаться строго в диапазоне 14 В. Таким образом, основное предназначение регулятора — поддерживать уровень напряжения, включая и выключая ток возбуждения преобразователя.
  • Статор. Неподвижная часть генератора с обмоткой. Именно здесь электрический ток преобразуется и подается в бортовую сеть автомобиля. Статор не только генерирует ток. Он выступает корпусом для обмотки, повышая ее индуктивность и отводя лишнее тепло. 
  • Подшипники. Они передают вращение привода на ротор и катушки, преобразующие электрический ток. На простых генераторах для легковых авто ставят неразборные шарикоподшипники с двусторонним уплотнением. Заполнены они бывают консистентной смазкой, не требуют обслуживания в течение всего эксплуатационного срока. 
  • Диодный мост или выпрямитель. Одна из основных частей автомобильного генератора, преобразует переменный ток для АКБ и других потребителей. Представляет собой 2 алюминиевые пластины плюса и минуса, соединенные изоляционными втулками. В каждую пластину запрессованы по 3-4 диода.
  • Ротор. Представляет собой вращающуюся часть генератора. Состоит ротор из 2-х полюсов, плотно посаженных на вал. Между ними устанавливается обмотка возбуждения в пластиковом корпусе. Основное назначение узла — создавать вращающее магнитное поле. 

Что в генераторе ломается чаще всего

Ниже список распространенных поломок генератора. В сервисных центрах Fresh Auto они все быстро обнаруживаются и восстанавливаются.

Повреждение шкива

Хотя шкив делается из металла, ломается он довольно часто. Дело в том, что материал шкива не подвергают закалке, что делает его хрупким и чувствительным к различным механическим воздействиям. Например, шкив не выдерживает сильные вибрации, которые возникают из-за ослабления крепежей. На нем сразу появляются трещины — они со временем увеличиваются и просто разламывают деталь пополам.
Восстановление подразумевает замену шкива или ремонт. Однако спектр ремонтных работ крайне ограничен, и устранить можно только мелкие и незначительные неисправности:
  • небольшой люфт в креплении — подтягиваются соединения, заменяются при необходимости гайки;

Как проверить масло в двигателе Как проверить масло в двигателе
  • поломка крышки — заменятся защитная крышка, которая уберегает шкив от прямого механического воздействия;
  • небольшие трещины — если на шкиве обнаружены маленькие трещины, то их можно восстановить методом запайки.

Во всех остальных случаях требуется полная замена элемента. Например, если шкив поломался, на нем образовались глубокие трещины, люфт креплений очень большой и т. д.

Износ щеток

Одна из самых частых неисправностей генератора. Щетки находятся в плотном контакте с коллектором, и сквозь них регулярно протекает большой ток — поэтому эти детали быстро выходят из строя и являются расходным материалом.
Другая причина их выхода из строя — повышенное искрение, что происходит из-за следующего:
  • износ ламелей;
  • нарушение центровки коллектора относительно ротора;
  • разрушение поверхности самих щеток.
Что касается признаков неисправности, по которым мастера быстро определяют время их замены:
  • на щитке приборов постоянно высвечивается или моргает индикатор АКБ — после запуска ДВС;
  • генератор сильно нагревается во время работы двигателя;
  • заметно искрение в области коллектора преобразователя;
  • падает напряжение аккумулятора, усложняется запуск мотора, плохо работают фары и сигнал.
Чтобы окончательно убедиться в неисправности щеток, в автосервисах Fresh Auto проводят подробную диагностику. 
  1. Снимают щеточный узел, без демонтажа генератора.
  2. Определяют износ графитовых элементов. По норме их длина должна быть в пределах 5-7 мм. Проверяют также высоту, ширину и сечение выводов.
Как и говорилось выше, неисправные щетки заменяют. Узел разбирается, потом устанавливаются новые расходники. Иногда выгоднее менять всю конструкцию вместе с регулятором, если реле тоже еле «дышит». 

Износ коллектора

Эта неисправность возникает обычно на отметке 100-150 тыс. километров пробега. Заменить коллектор непросто — требуется квалификация. К тому же, эта деталь бывает разных моделей, в зависимости от конкретного автопроизводителя.
Причины раннего износа коллектора:
  • попадание масла или антифриза на поверхность;
  • разрушение подшипников;
  • неисправность аккумулятора и подача большого тока.
Как заменяют кольца:
  • генератор демонтируют с автомобиля;
  • разбирают устройство;
  • снимают подшипник из роторного вала специальным съемником; 

  • демонтируют крестообразную заглушку;
  • отсоединяют контакты колец от якоря;
  • снимают коллектор;
  • тщательно очищают шлицы вала — на них может оставаться сухой клей, его надо соскрести;
  • ставят новые кольца, усаживая их до упора — все делается максимально аккуратно, чтобы не деформировать или расколоть детали;
  • контакты спаиваются с обмоткой и залуживаются — перед этим они обрабатываются раствором канифоли или паяльной кислотой;

  • устанавливается крестообразная заглушка;
  • насаживается подшипник;
  • устанавливается на свое место якорь генератора.

Повреждение реле-регулятора

Как и любой другой элемент системы зарядки, таблетка подвержена естественному износу. Поэтому реле со временем выходит из строя. Признаки этой неисправности характерны:
  • загорается индикатор на панели приборов;
  • появляется запах сероводорода в салоне во время движения и после остановки машины;
  • неожиданно пропадает зарядка от АКБ.

Подробная диагностика регулятора осуществляется с помощью универсального прибора. Сначала проверяется наличие тока между генератором и таблеткой. После этого тестируется правильность напряжения на выходе из реле.

Неисправный регулятор нуждается в замене. Процедура особой сложности не представляет — на многих современных автомобилях он крепится на генераторе 2-3 винтами. Однако встречаются модели, которые требуют больше времени на демонтаж и установку. Крайне важно здесь другое — правильное подключение нового реле к схеме, чтобы исключить повреждение системы после запуска ДВС.

Замыкание статора

В центрах обслуживания Fresh Auto межвитковое замыкание статора быстро определяют за счет применения специального стенда и профессиональных инструментов. В частности измеряется сопротивление в конкретной части обмотки, без полного разбора устройства. Опытные электрики выявляют не только наличие разрыва в цепи, но и определяют точный участок повреждения. 
Одна из причин замыкания — повреждение изоляции обмотки. В результате из-за этого обмотка коротит на корпус, мощность генератора резко падает, и устройство быстро перегревается. Аккумулятор начинает получать заряд только на высоких оборотах коленвала.
Исправляется неисправность двумя способами:
  • устанавливается новый статор;
  • обмотка перематывается — более бюджетный способ ремонта.
Перемотку статора в сервисах Fresh Auto осуществляют с применением специальных инструментов. На завершающем этапе через диагностическое оборудование пропускают ток на обмотку, чтобы проверить работоспособность новой обмотки.

Разрушение подшипников

Характерный признак износа переднего и заднего подшипника — гул, сопровождающийся отклонениями в работе генератора. Эксплуатировать машину в таком виде нельзя, даже если показатели бортовой сети в норме. Дело в том, что изношенные подшипники становятся причиной множества неприятностей: заклин устройства и обрыв ремня, воспламенение проводки и пожар, сбои в работе бортового компьютера и т. д. 
Гул подшипников различают по характеру звука:
  • тонкий писк — свидетельствует о неполадках в электрике, грозит коротким замыканием, воспламенением проводки, выходом из строя микропроцессорной начинки авто;
  • громкий гул — такой звук издают уже полностью разбитые подшипники.
Fresh Auto рекомендует проверять и заменять подшипники генератора через 100-150 000 км пробега транспортного средства. Если же слышен гул и появились нехарактерные вибрации — тянуть с заменой себе дороже. В наших центрах обслуживания неисправности этих деталей выявляются с помощью специального стетоскопа. Если неполадка подтверждается, проводят замену:
  • разбирают заднюю крышку генератора;
  • откручивают реле — попутно осматривают состояние щеток и контактов;
  • располовинивают устройство;
  • откручивают шкив;
  • демонтируют задний подшипник, используя двулапный съемник;
  • снимают ротор, затем передний подшипник;
  • запрессовывают новые детали;
  • проводят сборку, попутно проверяя износ токосъемных колец;
  • тестируют работу генератора на стенде.
Для генераторов фирм Valeo, Mitsubishi, Denso, Bosh порядок замены подшипников бывает разным. Работа требует высокой квалификации и опыта, а также наличия специального оборудования и инструментов. 

Повреждение диодного моста

Причин выхода из строя выпрямителя бывает несколько:
  • неисправный аккумулятор — низкая плотность электролита, замыкание между банками;
  • нарушения в технологии зарядки аккумулятора во время запуска авто — например, когда неправильно подключают провода или поступает ток большой силы;
  • внешнее воздействие — грязь, влага, повышенный нагрев.
А это характерные признаки сгоревшего диодного моста:
  • громкий вой или свист, меняющий тональность при изменении количества оборотов ДВС;
  • высвечивание ошибки ABSESP на панели приборов;
  • тусклое свечение фар;
  • самопроизвольное отключение акустики и кондиционера;
  • нарушение в работе ГУР;
  • отсутствие заряда на АКБ.

Диагностика этого узла проводится специальным прибором. В первую очередь замеряют напряжение на выходе из генератора — должно быть не менее 13,5 В. Затем прозванивают клемму плюса вместе с обмотками. Далее определяют, какой из диодов вышел из строя. Если неисправность подтверждается, проводят разборку генератора:
  • снимают выпрямитель;
  • отсоединяют диоды от общей схемы и проверяют их по отдельности на величину сопротивления — нормальное значение диода должно быть в пределах 400-800 Ом;
  • затем тестируют на проводимость — диод обязан пропускать ток только в одном направлении, в противном случае он неисправен.
Все проверки делаются на специальном диагностическом стенде под нагрузкой, что позволяет получить более точную информацию.
В некоторых случаях целесообразна полная замена диодного моста — к примеру, если несколько диодов вышли из строя. Однако цена выпрямителя часто бывает высокой, поэтому многие предпочитают отдать узел на ремонт. Наши профессиональные электрики делают это быстро и грамотно, оставив работать оригинальный выпрямитель, установленный с завода.

Генератор и АКБ

Оба устройства относятся к источникам тока и функционируют в паре. Когда один из них выходит из строя, через некоторое время портится и другой. Допустим:
  1. Ломается аккумулятор — тогда он не может обеспечить нормальным током потребители автомобиля. Из-за этого генератор работает под нагрузкой, увеличивается его зарядный ток, что в итоге приводит к сгоранию выпрямителя или других его деталей. 
  2. Если же неисправен генератор, то уже батарея систематически перезаряжается, выкипается электролит, разрушаются пластины и т. д.
В связи с этим, при ремонте генераторов важно уметь определять неисправности АКБ, такие как: пробой или КЗ пластин, разрушение банок, окисление контактов и т. д.

2 типа общих неисправностей генераторов

Принято различать их по характеру неполадок. Любой генератор — это электромеханическое устройство, поэтому видов неисправностей бывает две:
  1. Электрические. Обрыв обмоток, повреждение выпрямителя, износ щеток, замыкания, пробои, выход из строя реле.
  2. Механические. Разрушение соединений и корпуса, поломка подшипников, обрыв ремня и т. д.

Некоторые признаки могут указывать на поломки других узлов автомобиля. Например, вышедший из строя предохранитель может показывать те же симптомы, что и неисправный генератор. Также подозрение часто вызывает проблема с замком зажигания автомобиля. Это еще одна причина, что диагностику генератора нужно доверять профессиональным мастерам на СТО.
Fresh Auto располагает центрами обслуживания в Москве и других городах России. Записаться на проверку и ремонт генератора вы можете непосредственно через форму на нашем официальном сайте. Также можете позвонить по номеру телефона или посетить близкий к вам автосервис компании.
Подписка успешно добавлена
Удалить статью?