Генератор автомобиля (преобразователь механической энергии) — это основной источник электроснабжения, который включается в работу сразу после запуска двигателя. Без него аккумулятору не хватит тока для обеспечения работы стартера и других потребителей. Крайне важно своевременно обнаружить неисправности генератора, чтобы предупредить возгорание автомобиля, выходя из строя ЭБУ и другие серьезные поломки.
Устройство генератора
Самые свежие новости в нашем Телеграме!
Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий
Подписаться
Автомобильный генератор состоит из нескольких частей:
- Шкив. Эта деталь устанавливается на валу ротора и приводит в движение преобразователь. Принцип работы сводится к следующему: шкив принимает вращательный момент от коленвала, гасит колебания и запускает нормальную работу генератора. Таким образом, он еще и выполняет защитные функции.
Что в генераторе ломается чаще всего
Ниже список распространенных поломок генератора. В сервисных центрах Fresh Auto они все быстро обнаруживаются и восстанавливаются.
Повреждение шкива
Хотя шкив делается из металла, ломается он довольно часто. Дело в том, что материал шкива не подвергают закалке, что делает его хрупким и чувствительным к различным механическим воздействиям. Например, шкив не выдерживает сильные вибрации, которые возникают из-за ослабления крепежей. На нем сразу появляются трещины — они со временем увеличиваются и просто разламывают деталь пополам.
Восстановление подразумевает замену шкива или ремонт. Однако спектр ремонтных работ крайне ограничен, и устранить можно только мелкие и незначительные неисправности:
- небольшой люфт в креплении — подтягиваются соединения, заменяются при необходимости гайки;
Во всех остальных случаях требуется полная замена элемента. Например, если шкив поломался, на нем образовались глубокие трещины, люфт креплений очень большой и т. д.
Износ щеток
Одна из самых частых неисправностей генератора. Щетки находятся в плотном контакте с коллектором, и сквозь них регулярно протекает большой ток — поэтому эти детали быстро выходят из строя и являются расходным материалом.
Другая причина их выхода из строя — повышенное искрение, что происходит из-за следующего:
- износ ламелей;
- нарушение центровки коллектора относительно ротора;
- разрушение поверхности самих щеток.
Что касается признаков неисправности, по которым мастера быстро определяют время их замены:
- на щитке приборов постоянно высвечивается или моргает индикатор АКБ — после запуска ДВС;
- генератор сильно нагревается во время работы двигателя;
- заметно искрение в области коллектора преобразователя;
- падает напряжение аккумулятора, усложняется запуск мотора, плохо работают фары и сигнал.
Чтобы окончательно убедиться в неисправности щеток, в автосервисах Fresh Auto проводят подробную диагностику.
- Снимают щеточный узел, без демонтажа генератора.
- Определяют износ графитовых элементов. По норме их длина должна быть в пределах 5-7 мм. Проверяют также высоту, ширину и сечение выводов.
Как и говорилось выше, неисправные щетки заменяют. Узел разбирается, потом устанавливаются новые расходники. Иногда выгоднее менять всю конструкцию вместе с регулятором, если реле тоже еле «дышит».
Износ коллектора
Эта неисправность возникает обычно на отметке 100-150 тыс. километров пробега. Заменить коллектор непросто — требуется квалификация. К тому же, эта деталь бывает разных моделей, в зависимости от конкретного автопроизводителя.
Причины раннего износа коллектора:
- попадание масла или антифриза на поверхность;
- разрушение подшипников;
- неисправность аккумулятора и подача большого тока.
Как заменяют кольца:
- генератор демонтируют с автомобиля;
- разбирают устройство;
- снимают подшипник из роторного вала специальным съемником;
- устанавливается крестообразная заглушка;
- насаживается подшипник;
- устанавливается на свое место якорь генератора.
Повреждение реле-регулятора
Как и любой другой элемент системы зарядки, таблетка подвержена естественному износу. Поэтому реле со временем выходит из строя. Признаки этой неисправности характерны:
- загорается индикатор на панели приборов;
- появляется запах сероводорода в салоне во время движения и после остановки машины;
- неожиданно пропадает зарядка от АКБ.
Подробная диагностика регулятора осуществляется с помощью универсального прибора. Сначала проверяется наличие тока между генератором и таблеткой. После этого тестируется правильность напряжения на выходе из реле.
Неисправный регулятор нуждается в замене. Процедура особой сложности не представляет — на многих современных автомобилях он крепится на генераторе 2-3 винтами. Однако встречаются модели, которые требуют больше времени на демонтаж и установку. Крайне важно здесь другое — правильное подключение нового реле к схеме, чтобы исключить повреждение системы после запуска ДВС.
Замыкание статора
В центрах обслуживания Fresh Auto межвитковое замыкание статора быстро определяют за счет применения специального стенда и профессиональных инструментов. В частности измеряется сопротивление в конкретной части обмотки, без полного разбора устройства. Опытные электрики выявляют не только наличие разрыва в цепи, но и определяют точный участок повреждения.
Одна из причин замыкания — повреждение изоляции обмотки. В результате из-за этого обмотка коротит на корпус, мощность генератора резко падает, и устройство быстро перегревается. Аккумулятор начинает получать заряд только на высоких оборотах коленвала.
Исправляется неисправность двумя способами:
- устанавливается новый статор;
- обмотка перематывается — более бюджетный способ ремонта.
Перемотку статора в сервисах Fresh Auto осуществляют с применением специальных инструментов. На завершающем этапе через диагностическое оборудование пропускают ток на обмотку, чтобы проверить работоспособность новой обмотки.
Разрушение подшипников
Характерный признак износа переднего и заднего подшипника — гул, сопровождающийся отклонениями в работе генератора. Эксплуатировать машину в таком виде нельзя, даже если показатели бортовой сети в норме. Дело в том, что изношенные подшипники становятся причиной множества неприятностей: заклин устройства и обрыв ремня, воспламенение проводки и пожар, сбои в работе бортового компьютера и т. д.
Гул подшипников различают по характеру звука:
- тонкий писк — свидетельствует о неполадках в электрике, грозит коротким замыканием, воспламенением проводки, выходом из строя микропроцессорной начинки авто;
- громкий гул — такой звук издают уже полностью разбитые подшипники.
Fresh Auto рекомендует проверять и заменять подшипники генератора через 100-150 000 км пробега транспортного средства. Если же слышен гул и появились нехарактерные вибрации — тянуть с заменой себе дороже. В наших центрах обслуживания неисправности этих деталей выявляются с помощью специального стетоскопа. Если неполадка подтверждается, проводят замену:
- разбирают заднюю крышку генератора;
- откручивают реле — попутно осматривают состояние щеток и контактов;
- располовинивают устройство;
- откручивают шкив;
- демонтируют задний подшипник, используя двулапный съемник;
- снимают ротор, затем передний подшипник;
- запрессовывают новые детали;
- проводят сборку, попутно проверяя износ токосъемных колец;
- тестируют работу генератора на стенде.
Для генераторов фирм Valeo, Mitsubishi, Denso, Bosh порядок замены подшипников бывает разным. Работа требует высокой квалификации и опыта, а также наличия специального оборудования и инструментов.
Повреждение диодного моста
Причин выхода из строя выпрямителя бывает несколько:
- неисправный аккумулятор — низкая плотность электролита, замыкание между банками;
- нарушения в технологии зарядки аккумулятора во время запуска авто — например, когда неправильно подключают провода или поступает ток большой силы;
- внешнее воздействие — грязь, влага, повышенный нагрев.
А это характерные признаки сгоревшего диодного моста:
- громкий вой или свист, меняющий тональность при изменении количества оборотов ДВС;
- высвечивание ошибки ABSESP на панели приборов;
- тусклое свечение фар;
- самопроизвольное отключение акустики и кондиционера;
- нарушение в работе ГУР;
- отсутствие заряда на АКБ.
Диагностика этого узла проводится специальным прибором. В первую очередь замеряют напряжение на выходе из генератора — должно быть не менее 13,5 В. Затем прозванивают клемму плюса вместе с обмотками. Далее определяют, какой из диодов вышел из строя. Если неисправность подтверждается, проводят разборку генератора:
- снимают выпрямитель;
- отсоединяют диоды от общей схемы и проверяют их по отдельности на величину сопротивления — нормальное значение диода должно быть в пределах 400-800 Ом;
- затем тестируют на проводимость — диод обязан пропускать ток только в одном направлении, в противном случае он неисправен.
Все проверки делаются на специальном диагностическом стенде под нагрузкой, что позволяет получить более точную информацию.
В некоторых случаях целесообразна полная замена диодного моста — к примеру, если несколько диодов вышли из строя. Однако цена выпрямителя часто бывает высокой, поэтому многие предпочитают отдать узел на ремонт. Наши профессиональные электрики делают это быстро и грамотно, оставив работать оригинальный выпрямитель, установленный с завода.
Генератор и АКБ
Оба устройства относятся к источникам тока и функционируют в паре. Когда один из них выходит из строя, через некоторое время портится и другой. Допустим:
- Ломается аккумулятор — тогда он не может обеспечить нормальным током потребители автомобиля. Из-за этого генератор работает под нагрузкой, увеличивается его зарядный ток, что в итоге приводит к сгоранию выпрямителя или других его деталей.
- Если же неисправен генератор, то уже батарея систематически перезаряжается, выкипается электролит, разрушаются пластины и т. д.
В связи с этим, при ремонте генераторов важно уметь определять неисправности АКБ, такие как: пробой или КЗ пластин, разрушение банок, окисление контактов и т. д.
2 типа общих неисправностей генераторов
Принято различать их по характеру неполадок. Любой генератор — это электромеханическое устройство, поэтому видов неисправностей бывает две:
- Электрические. Обрыв обмоток, повреждение выпрямителя, износ щеток, замыкания, пробои, выход из строя реле.
- Механические. Разрушение соединений и корпуса, поломка подшипников, обрыв ремня и т. д.
Некоторые признаки могут указывать на поломки других узлов автомобиля. Например, вышедший из строя предохранитель может показывать те же симптомы, что и неисправный генератор. Также подозрение часто вызывает проблема с замком зажигания автомобиля. Это еще одна причина, что диагностику генератора нужно доверять профессиональным мастерам на СТО.
Fresh Auto располагает центрами обслуживания в Москве и других городах России. Записаться на проверку и ремонт генератора вы можете непосредственно через форму на нашем официальном сайте. Также можете позвонить по номеру телефона или посетить близкий к вам автосервис компании.