Современные автомобили практически не требуют сезонного обслуживания – подготовка к зимней или летней эксплуатации заключается в замене комплекта шин. Но есть ряд дополнительных мероприятий, позволяющих продлить срок службы машины и избежать неприятностей в дороге. При обслуживании машины в сервисе практически все работы поводят в рамках очередного ТО, а владелец получает рекомендации по дальнейшему содержанию автомобиля.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!
Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий
Подписаться
Проверка защитного покрытия
Перед зимним сезоном есть смысл проверить антикоррозионное покрытие, хотя при наличии повреждений качественно восстановить защиту не получится. Наносить дополнительные слои антикоррозионного покрытия нет смысла – если на металле есть очаги ржавчины, то защитный слой только поспособствует развитию коррозии. Если владелец планирует эксплуатировать машину несколько лет, то нужно постоянно следить за состоянием кузова и обновлять защиту от ржавчины в теплое время года. Также рекомендуется своевременно устранять очаги коррозии и восстанавливать лакокрасочные покрытие. Замечание особенно касается дефектов в местах, подвергающихся активному воздействию дорожных реагентов – колесные арки, периметр арок крыльев, пороги.
Аккумулятор
Перед началом зимнего сезона можно зарядить батарею от внешнего источника. Если машина эксплуатируется ежедневно и совершает поездки на расстояние 15-20 км без остановки двигателя, то подзарядка аккумулятора не понадобится. Поплавковый индикатор на батарее не является достоверным признаком корректности заряда – глазок учитывает плотность только в одной банке. При отсутствии пробок долить дистиллированную воду или проверить плотность электролита ареометром не получится – а подобную конструкцию имеет большинство стартерных батарей.
На современных машинах применяется система автоматического контроля зарядки, электроника определяет допустимую нагрузку на батарею с учетом напряжения на клеммах. В результате аккумуляторы выдерживают 10-12 лет круглогодичной эксплуатации без единого снятия на подзарядку. Надежность зарядки батареи зависит только от исправности генератора. Важно следить за состоянием клемм – очищать поверхности от окислов и обрабатывать контакты специальной смазкой.
Система зажигания
Зажигание не требует сезонного обслуживания. Если срок службы свечей приближается к критическому порогу, то перед началом зимы есть смысл произвести замену. Новые свечи будут работать надежнее. Проверять провода или катушки нет смысла – проблемы с пропусками зажигания покажет компьютерная диагностика, а при регулярном отсутствии вспышек в хотя бы одном цилиндре сработает лампа Check Engine на щитке приборов.
Система охлаждения
Зимой соты радиатора забиваются грязью, ухудшающей теплообмен. При этом существует и вторая проблема – кассеты радиаторов забиваются пухом от цветущих растений. Хорошо вымыть радиаторы можно только со снятием с автомобиля и сливом антифриза и хладагента. Работы, как правило, выполняют в условиях сервиса – самостоятельно промыть соты без риска повреждения достаточно сложно.
Мойка кузова
Зимой дороги в России обрабатывают реагентами, оказывающими негативное воздействие на лакокрасочное покрытие и различные детали кузова автомобиля. Даже при регулярной мойке полностью удалить соляные смеси не удается. Весной рекомендуется тщательно промыть кузов и удалить грязь из скрытых полостей – карманов в нижней части передних крыльев, полостей под пластиковыми накладками. Также зимой на кузове появляются рыжие точки от частиц шипов – смыть пятна можно при помощи специальных растворов. Реагент распыляют на кузов, при реакции смесь меняет цвет и эффективно убирает металлическую пыль. Остатки реагента смывают водой с шампунем, затем лакокрасочное покрытие можно обработать воском.
Замена масел
Применение синтетических универсальных масел позволило отказаться от сезонной замены в большинстве регионов России. Замена масла перед зимой целесообразна на ряде моделей машин и только в северных регионах. В остальных случаях масло в двигателе меняют в соответствии с графиком технического обслуживания.
Замена шин
Основная сезонная подготовка заключается в замене шин. В средней полосе России переход на зимнюю резину осуществляется в октябре или начале ноября, а на летнюю – во второй половине марта, начале апреля. Важно соблюдать правила хранения снятых колес, ведь при неправильном складировании покрышки деформируются и получают повреждения, сокращающие срок службы.
Рекомендуется очищать резину от грязи и тщательно промывать диски. Замечание особенно касается зимних колес на стальных дисках – скопившаяся соль может повредить металл на кромке диска, что приведет к потере герметичности. Целесообразно проверять балансировку колес, при эксплуатации возможна потеря грузиков и нарушение баланса из-за повреждений дисков или шин.
Тормозная система
При зимней эксплуатации тормозные механизмы подвергаются воздействию реагентов. В результате колодки перестают передвигаться в суппортах и не отходят от диска. Начинается интенсивный износ фрикционного слоя, диски могут перегреваться и коробиться. Не исключено оседание грязи на кромке поршня – в результате коррозии поршень заклинивает, что приводит к перегреву механизма. Встречаются проблемы с закисанием тросов привода стояночного тормоза, заклиниванием барабанных задних механизмов. Весной рекомендуется полноценная ревизия тормозной системы, которую можно совместить с сезонной заменой колес.
Салонный фильтр
Фильтр отопителя или климатической установки рекомендуется менять через каждые 6 месяцев. Следует устанавливать новый элемент в начале весны и осенью, но в ряде случаев фильтр можно менять чаще. Например, бумажный элемент сильно забивается пыльцой растений или семенами с деревьев. Владелец автомобиля должен оценивать интенсивность потока воздуха, подаваемого в салон. При падении напора требуется установка нового фильтра, поскольку старый элемент просто перестает пропускать воздух из-за засора.
Кондиционер
Зимой кондиционер используется редко, хотя производители автомобилей рекомендуют периодически включать климатическую систему для смазки компрессора. Утечка хладагента никак не связана с сезоном, фреон может уходить через поврежденные трубки или шланги, а также через потерявшие герметичность резиновые уплотнения. Кондиционер обычно стараются проверять весной в ожидании теплой и жаркой погоды. Дозаправку производят на стенде в сервисе, по состоянию откачанного масла делают вывод об износе компрессора – в масле не должна присутствовать металлическая взвесь.
Заключение
Сезонное обслуживание автомобиля является классическим пережитком 80-х гг. прошлого века, когда большинство частных автовладельцев ставило машины на зиму в гараж. Современный автомобиль нуждается в регулярном обслуживании в сервисе с соблюдением регламента. При соблюдении этого простого правила машина будет исправной на протяжении всего года и не подведет в любой ситуации.