Раскоксовка двигателя – стоит ли делать и как правильно

Раскоксовка двигателя – стоит ли делать и как правильно

Образование нагара от масла на поршнях блокирует подвижность колец, что приводит к падению степени сжатия. Удаление нагара или раскоксовка не является панацеей, хотя в ряде случаев позволяет улучшить состояние двигателя. Раскоксовку можно выполнить своими силами, но лучше обратиться в сервис, поскольку ошибки при проведении работ могут оказаться роковыми для двигателя.

Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться

На поршне любого двигателя внутреннего сгорания имеются проточки для установки компрессионных и маслосъемных колец. Образующиеся при сгорании масла отложения скапливаются в пазах и ограничивают подвижность колец (вплоть до полной блокировки). В результате увеличивается расход масла и появляется характерный сизый выхлоп, одновременно падает компрессия и снижается эффективность работы двигателя. Механический способ очистки эффективен, но требует разборки двигателя.


Альтернативный метод – раскоксовка химическими составами, растворяющими отложения, которые заливают через свечное отверстие или добавляют к маслу. Способ позволяет удалить основную часть отложений и частично восстановить подвижность колец, хотя в запущенных случаях раскоксовка бесполезна. Кроме того, реагенты не растворяют отложения в глубине пазов на поршнях, подвижность колец полностью не восстанавливается.


Как определить необходимость очистки


Понять состояние поршневой группы позволяет эндоскоп – компактная камера, которая вводится в цилиндр через свечное отверстие. Признаком залегания колец являются следы масла, которое должно убираться со стенок цилиндра маслосъемным кольцом. Рекомендуется использовать эндоскоп с поворотной камерой, позволяющей детально осмотреть стенки цилиндра, днище поршня и верхнюю часть камеры сгорания. Целесообразность раскоксовки при помощи эндоскопа точно определит только специалист, имеющий опыт ремонта двигателей.

Еще один способ проверки – замер компрессии. Снижение параметра происходит при залегании колец или плохом прилегании клапанов к седлам. Поэтому ориентироваться только на значение компрессии не следует. При осмотре двигателя в сервисе проверяют работоспособность системы вентиляции картерных газов, при некорректной работе которой начинается интенсивное сгорание масла. Раскоксовка имеет смысл только после устранения причин, вызвавших попадание избыточного масла в камеры сгорания. В противном случае очистка будет иметь кратковременный эффект – через несколько сотен или тысяч километров кольца снова потеряют подвижность.

Еще одной причиной угара масла является перегрев двигателя, высокая температура приводит к залеганию колец. Некоторые двигатели имеют неудачную конструкцию колец и поршней, что приводит к быстрой утрате подвижности. В качестве примера можно привести 1,8-литровые моторы VAG с турбиной, которые претерпели несколько модернизаций, позволивших во многом снизить склонность поршневой группы к закоксовке. Также причиной образования нагара может стать оригинальное масло – с подобной проблемой сталкивались многие владельцы автомобилей GM.

Основные требования


Поскольку при раскоксовке реагент чаще всего заливают через свечное отверстие, то нужно вручную вращать вал для проникновения жидкости к кольцам. Растворить твердые отложения масла достаточно сложно, жидкость оставляют в цилиндрах на несколько часов. Для очистки необходимо использовать только специальные составы, нейтральные к металлическим деталям (зеркалу цилиндра, кольцам и поршням). После завершения раскоксовки требуется замена масла, требования всегда есть на упаковке.

Способы


Существует несколько методик очистки поршней от нагара:

  1. Заливкой через свечные колодцы с периодическим прокручиванием коленчатого вала. Метод позволяет частично очистить камеры сгорания, днища поршней и канавки для колец. Перед выполнением работ из картера сливают масло, почти всегда требуется установка подменного поддона без лакокрасочного покрытия.
  2. Добавлением к маслу. Используется для общей очистки системы смазки, а также на двигателях с оппозитной компоновкой (заливка жидкости через свечные колодцы будет малоэффективной). Проблемы может создать отслоившаяся краска, поэтому требуется постоянный контроль давления.
  3. Добавлением к топливу. Способ позволяет очистить впускную систему (при распределенном впрыске), а также цилиндры и канавки для колец. Поскольку маслосъемное кольцо находится в нижней части поршня, то присадка к топливу почти не восстанавливает его подвижность. Эффект достигается за счет восстановления компрессии и очистки форсунок.

Все перечисленные способы не позволяют хорошо убрать нагар, который остается в глубине канавок поршневых колец. Основной способ предотвращения образования отложений – замена масла по моточасам (через 230-250 часов работы двигателя) и поддержание систем охлаждения и вентиляции картера в исправном состоянии. Не менее важна качественная работа системы впрыска топлива – некорректный состав смеси ускоряет деградацию масла. При грамотном обслуживании двигатель может пройти свыше 400-500 тыс. км без раскоксовки и проблем с угаром масла.

Последствия ошибок


При неправильном проведении работ возможно повреждение двигателя. Например, при прокручивании коленчатого вала за болт шкива возможно его отворачивание. На некоторых двигателях ослабленный болт приводит к смещению шестерни на носке коленчатого вала и нарушению фаз газораспределения. В результате происходит контакт клапанов с поршнями с непредсказуемыми последствиями.

Заключение


Раскоксовка двигателя позволяет оттянуть капитальный ремонт, частично восстанавливая подвижность колец. Перед раскоксовкой важно установить причину повышенного угара масла, зачастую для устранения неисправностей приходится разбирать двигатель. В любом случае – раскоксовка в любой ситуации не является альтернативой капитальному ремонту.

Подписка успешно добавлена
Удалить статью?