Проблемы с коробкой передач: как распознать и что делать

Проблемы с коробкой передач: как распознать и что делать

Автоматическая или механическая трансмиссия автомобиля относятся к достаточно надежным агрегатам. Но в процессе эксплуатации появляются неисправности, на которые следует обращать внимание. Причина банальна - чем раньше будет выполнен ремонт, тем меньше затрат понесет владелец.

Пятна масла

Если при очередном обслуживании на картере коробки обнаруживаются следы масла, то скорее всего требуется замена прокладок. В АКПП масло протекает между поддоном и корпусом, на МКПП чаще всего следы замасливания появляются около плохо затянутых пробок или крышек. Небольшая течь не критична, но лучше устранить неисправности сразу после обнаружения. Чаще всего ремонт заключается в замене прокладок и заливке свежего масла.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться
Если течь масла на АКПП наблюдается по стыку с двигателем, то скорее всего, потребуется замена сальников коробки, но нельзя исключать и течь моторного масла через задний сальник коленчатого вала. Проверить количество масла можно при помощи контрольного отверстия либо щупа – запах гари и потемнение жидкости в АКПП указывает на интенсивный износ фрикционных пакетов. Коробку необходимо снимать для разборки, замены масла будет недостаточно.

Отказ привода сцепления

Для управления сцеплением используется гидравлический привод, состоящий из двух цилиндров и соединительной трубки. На ряде автомобилей шланг со временем трескается и при очередном нажатии на педаль лопается. Жидкость частично вытекает из бачка, но тормоза сохраняют работоспособность – в бачке имеется перегородка, ограничивающая слив жидкости. 
При разрыве шланга педаль резко проваливается в пол, на картере коробки видны следы жидкости. Водитель может добраться до места ремонта, запуская мотор на включенной первой передаче и аккуратно переключая скорости без использования сцепления. Ремонт заключается в замене шланга и прокачке контура.

Затрудненное переключение

Скорости в МКПП могут переключаться с усилием после зимней ночной стоянки. Причина – загустевшее масло, по мере прогрева силового агрегата работоспособность механизма приходит в норму. Проблемы с переключением возможны в случае неправильной регулировки приводов, идущих от кулисы к качалкам на картере коробки. В случае неисправности сцепления, скорости переключаются со скрежетом. Приводы переключения можно попытаться отрегулировать, но при появлении проблем со сцеплением необходимо снятие коробки. Скрежет при переключении появляется и при повреждении синхронизаторов, в этом случае в масле присутствует стружка.

Шум

Появление постороннего гула при нейтральном положении рычага МКПП указывает на падение уровня масла или износ подшипников первичного вала. Если при проверке уровень оказывается в норме, то придется снимать и разбирать коробку. В ряде случаев при нейтральном положении рычага может прослушиваться легкий свист, пропадающий при легком нажатии на педаль сцепления. Причина – выжимной подшипник, но нередко автомобиль проезжает еще десятки тысяч километров с таким свистом, который никак не влияет на работу сцепления.
Иногда гул или вой появляется в движении на любой передаче. В этом случае требуется замена подшипников вторичного вала. Если МКПП гудит на одной из скоростей, то вероятно, изношены зубцы шестерни, соответствующей этой передачи. Также не исключено повреждение зубцов, как на ведущей, так и на ведомой шестерне – либо сразу на двух зубчатых колесах.

Выжимной подшипник

Если прослушивается постоянный шум при выжатой педали сцепления, то требуется замена выжимного подшипника. На начальной стадии шелест может периодически пропадать, затем появляются проблемы с включением лишенной синхронизатора передачи заднего хода. Впоследствии хруст прослушивается и при включении скоростей переднего хода. Причина – недостаточный контакт выжимного подшипника и лепестковых пружин, сцепление не размыкается при нажатии на педаль. 
Как часто менять масло в двигателе Как часто менять масло в двигателе

Самопроизвольное выключение

На механических коробках при неправильной регулировке механизма переключения или поломке кулисы наблюдается самопроизвольное выключение скорости. Водитель вынужден удерживать рукой рычаг, отвлекаясь от управления автомобилем. Выбивать может только одну или все скорости. В ряде случае приходится разбирать коробку, поскольку передачи выбивает и при износе вилок переключения, избыточном люфте подшипников ведомого вала либо повреждениях зубчатых колес. 
Нельзя исключать и выработку желобков на вилках либо потерю жесткости пружинами фиксирующих шариков. Самопроизвольное выключение появляется при износе опор силового агрегата, в результате появления подвижности коробки относительно кулисы, передачи будут выбиваться при резком разгоне. Но при разрушении опор двигателя или коробки либо недостаточной затяжке болтов подушек появляется вибрация.

Износ сцепления

При износе сцепления не всегда появляется затрудненное переключение. Для проверки достаточно выехать на дорогу, включить повышенную передачу и нажать до упора на педаль газа. Если двигатель быстро набирает обороты, а автомобиль разгоняется вяло, то налицо пробуксовка сцепления. Помимо износа возможно замасливание накладок, но в любом случае сцепление подлежит замене.

Толчки при переключении

Автоматическая коробка передач работает за счет давления масла, внутри установлен насос и блок клапанов с электронным управлением. Появление толчков при выборе режима или переключении скоростей указывает на неравномерную работу фрикционных пакетов. Причиной является загрязнение гидроблока и износ уплотнительных манжет рабочих цилиндров. Замена масла и фильтра не устранят дефект – необходима детальная диагностика АКПП в условиях сервиса. В ряде случаев при проверке обнаруживается критический износ фрикционных пакетов.

Отсутствие индикации режима работы

В АКПП используется специальный датчик, реагирующий на изменение положения селектора и выводящий данные на дисплей в щитке приборов. При поломке датчика возможна блокировка запуска двигателя либо кнопки на рычаге. Проблему легко обнаружить при проведении диагностики – в памяти блока управления двигателем будет записана ошибка Р0705. Устранить неисправность можно чисткой или заменой датчика, расположенного на картере АКПП либо внутри селектора.

Плохая динамика разгона

Проблема чаще встречается на автомобилях с бесступенчатой коробкой передач. Причиной является некорректная работа блока управления или износ конусов либо неисправность гидравлики. В первом случае машина может нормально разгоняться до определенной скорости, а при истирании конусов появляются рывки при разгоне или движении с постоянной скоростью. Замена масла и фильтра не исправит ситуацию, но по количеству стружки на магните можно сделать предварительный вывод о состоянии вариатора. Устранить рывки и зависания можно только путем капитального ремонта, с заменой вышедших из строя деталей. 

Заключение

Большинство поломок коробок передач легко обнаруживается при диагностике. Но проверку лучше выполнить в условиях сервиса, поскольку владелец может не обратить внимание на мелкие нюансы, указывающие на дополнительные неисправности. При регулярном обслуживании машины проблемы с трансмиссией обнаруживаются на ранней стадии, что снижает затраты на ремонт.
Подписка успешно добавлена
Удалить статью?