Подбор и замена аккумулятора: советы экспертов

Подбор и замена аккумулятора: советы экспертов

Надежность запуска двигателя зависит от состояния и характеристик батареи. При подборе аккумулятора учитывают допустимые габариты, полярность, производителя и ряд других параметров. Ошибка при выборе приведет к невозможности установки батареи либо к быстрому разряду источника питания.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться

Общие сведения

Аккумулятор автомобиля в процессе эксплуатации изнашивается, что приводит к падению емкости. Срок службы батареи зависит от условий эксплуатации, особенностей электрической системы машины и качества изготовления. Стандартный срок службы батареи в средней полосе составляет 4-6 лет, но есть и исключения. Например, на автомобилях с цифровыми генераторами, управляемыми по шине CAN, батареи выдерживают свыше 8-9 лет без периодической зарядки от внешнего источника. Все аккумуляторы, поставляемые на рынок запасных частей для машин, залиты электролитом и заряжены на заводе. Сухие батареи выпускаются только для длительного хранения.
Корпуса батарей выполнены из специального пластика, который выдерживает перепады температуры и вибрации. Случаи появления трещин достаточно редки, повреждения образуются из-за неаккуратной установки или ударов. Эксплуатация аккумулятора с течью электролита запрещена – помимо падения характеристик неминуемо повреждение лакокрасочного покрытия с появлением очагов коррозии. При неисправности системы зарядки батарея может кипеть – электролит будет выливаться из банок и попадать на площадку и детали кузова. Исправность системы зарядки – залог длительной работы аккумулятора.

Бренд

На рынке запасных частей представлены аккумуляторы производства российских и зарубежных компаний. При подборе можно анализировать отзывы покупателей, но целесообразнее смотреть на вес батареи. Небольшая масса указывает на сокращение количества или упрощение конструкции пластин, что скажется на емкости и долговечности. Сравнение веса производят для АКБ одинакового форм-фактора и емкости, разброс цифр иногда превышает 25%. В среднем, на каждые 10 А*ч емкости должно приходиться не менее 2,8 кг.

Габариты

Для установки аккумулятора на автомобилях имеется ниша или площадка с бортиками, ограничивающими размер корпуса батареи. В зависимости от производителя и модели автомобиля, батарея ставится в моторном отсеке, под задним сиденьем или в нише за боковой обшивкой багажника. Также необходимо учитывать высоту источника постоянного тока – при попытке установки аккумулятора с увеличенной высотой возможно повреждение капота, но чаще всего длина силовых проводов будет недостаточной для установки на высоко расположенные контакты.

Емкость

Один из основных параметров любой батареи – емкость, которая измеряется в ампер/часах. Значение показывает длительность разрядки аккумулятора нагрузкой, потребляющей ток силой 1 А. Информация о требуемой емкости указывается в инструкции по эксплуатации. Следует учесть, что для машин с дизельными двигателями используются батареи с увеличенной емкостью. Владелец может установить такой аккумулятор и на бензиновую машину, никаких проблем с зарядкой не возникнет.

Полярность и способ крепления

На автомобилях встречаются батареи с прямой и обратной полярностью, определяющей положение отрицательного и положительного выводов. Информация о допустимых габаритах и полярности имеется в заводской инструкции по эксплуатации и каталогах. Аккумулятор крепят при помощи нижней прижимной планки или верхней скобы. В первом случае на корпусе имеется выступ, батареи с гладкой боковой поверхностью рассчитаны на крепление верхней планкой. От надежности фиксации зависит срок службы аккумулятора – при сильной вибрации начинается интенсивное выкрашивание активной массы, перемыкающей пластины и ускоряющей саморазряд.

Тип контактов

На аккумуляторах используются свинцовые контактные штыри. Встречаются также контакты европейского и азиатского типа, отличающиеся габаритами. Соответственно, при подборе учитывают тип контактов. Многие производители предлагают батареи с одинаковыми параметрами и разными видами контактных штырей.

Пусковой ток

Параметр определяет пиковое значение силы тока в цепи питания стартера. Рекомендуется выбирать батарею с максимальным стартерным током, что позволит запустить двигатель при низкой температуре воздуха. Важно помнить, что система впрыска топлива начинает работать до старта двигателя, когда сила тока в линии питания превышает 40 А. По мере падения температуры воздуха, характеристики аккумулятора меняются – при охлаждении до -18°С пусковой ток АКБ снижается на 50-60%.

Тип аккумулятора

Автомобильные батареи делятся на несколько разновидностей:
  1. С пластинами на основе свинца и сурьмы, доля которой доходит до 5%. Присадка повышает прочность сплава, но аккумуляторы склонны к ускоренному расходу электролита. Сурьмянистые батареи требуют регулярного обслуживания, на рынке запчастей для автомобилей почти не встречаются из-за появления других типов аккумуляторов.
  2. С пониженным содержанием сурьмы, что позволило сократить расход электролита и увеличить интервалы между обслуживаниями. Отличаются небольшим саморазрядом, но на рынке встречаются достаточно редко. В 80-90-х гг. прошлого века малосурьмянистые АКБ были популярны у владельцев, редко использовавших автомобили. Впоследствии батареи сурьмянистого типа были вытеснены с рынка кальциевыми аккумуляторами.
  3. С пластинами из свинца с добавлением кальция – сплав может использоваться для положительных и отрицательных решеток. Добавка кальция уменьшает скорость электролиза и расход электролита. Батареи практически не требуют обслуживания, а на крышке могут отсутствовать пробки. Основной недостаток – чувствительность к скачкам напряжения, также батарея не рассчитана на глубокий разряд. Достаточно один раз сильно разрядить аккумулятор, чтобы он потерял исходную емкость.
  4. С пластинами гибридного типа – положительные решетки выполнены из свинца с добавлением сурьмы, а отрицательные – из сплава свинца с кальцием. Отличаются малым расходом электролита и повышенной стойкостью к глубокой разрядке, спокойно реагирует на скачки напряжения в бортовой сети. Достаточно редкий тип батареи.
  5. С утолщенными пластинами из свинца, армирующей стекой в активной массе и меньшим объемом электролита. Батареи имеют обозначение EFB и обеспечивают быструю зарядку, отличаются увеличенным сроком службы.
Все перечисленные выше батареи заполнены жидким раствором серной кислоты в воде. С начала XXI века началось производство аккумуляторов AGM с установкой между пластинами прокладок из пористого синтетического материала, хорошо впитывающего и удерживающего электролит. Батареи типа AGM подходят для любого автомобиля, но чаще всего ставятся на машины с системой «старт-стоп». Применение вместо аккумулятора AGM кальциевой батареи возможно, но ресурс источника питания снизится из-за постоянных срабатываний системы «старт-стоп».
На рынке встречаются и гелевые батареи – в электролит введен загуститель на базе кремния. Источники питания устойчивы к глубоким разрядам и рассчитаны на автомобили с большим количеством электрического оборудования. Основной недостаток – цена, которая превосходит стоимость АКБ кальциевого типа на более чем 30%.

Дата производства

При покупке важно выяснить дату изготовления аккумулятора, которая наносится на крышке. Способ маркировки зависит от производителя, не рекомендуется приобретать батареи старше 9-10 месяцев из-за риска саморазряда и деградации. Даже если продавец убеждает, что АКБ исправна и регулярно заряжалась от внешнего источника, лучше приобрести экземпляр с меньшим сроком хранения.

Дополнительные элементы

Контрольный глазок зарядки не обязателен для аккумулятора. Кроме того, датчик установлен только в одной банке. Индикатор может показывать полную зарядку, но по факту батарея может не запустить двигатель из-за недостаточного напряжения. Причина – разрядка или замыкание в другой банке, не оснащенной контрольным поплавком. На ряде автомобилей необходима установка трубки для отвода газов, образующихся при работе аккумулятора. Для монтажа шланга на крышке корпуса батареи имеется трубка.

Краткий алгоритм покупки АКБ

При приобретении стартерной батареи необходимо:
  • Изучить предложения на рынке – найти крупные магазины, проанализировать ассортимент продукции и ознакомиться с отзывами покупателей.
  • Выяснить по заводской документации или справочникам характеристики аккумулятора, а затем изучить маркировку на установленной на машине старой батарее.
  • Подобрать подходящие варианты, учитывая допустимые габариты корпуса, полярность, способ крепления и емкость.
  • Определиться с бюджетом на покупку и выбрать батарею.
  • Посетить магазин и проверить маркировку аккумулятора и дату выпуска. Подделки АКБ практически не встречаются, но ряд производителей упрощает конструкцию батарей для снижения себестоимости. Небольшой вес, неаккуратное изготовление корпуса и плохая полиграфия этикетки сигнализируют о необходимости выбора другой модели. Лучше потратить на 2-3 тыс. руб. больше, чем столкнуться с проблемой при запуске двигателя морозным утром.
  • Установить новую батарею и затянуть крепление. На контакты рекомендуется нанести специальную смазку, защищающую металл от окисления. Старый аккумулятор можно сдать в зачет части стоимости нового источника питания – подобная услуга есть почти во всех магазинах, занимающихся продажей стартерных батарей.

Заключение

Для упрощения подбора можно использовать старый аккумулятор – по вышедшему из строя источнику питания определяют габариты, способ крепления, полярность, пусковой ток и емкость. Если владелец слабо разбирается в технике, то можно подобрать батарею в магазине по каталогам производителей, указав модель и год выпуска автомобиля. Еще один способ – получение информации в сервисе, мастер найдет подходящую батарею по справочникам. 


Подписка успешно добавлена
Удалить статью?