Как проверить состояние ремня ГРМ и когда его менять

Как проверить состояние ремня ГРМ и когда его менять

Ременной привод газораспределительного механизма позволяет снизить вес двигателя и уровень шума. Основным недостатком ремня является небольшой ресурс, хотя ряд производителей смог довести срок эксплуатации ремня до 180-200 тыс. км, т.е. немного хуже показателей цепи. Понять состояние ремня можно только по внешнему виду, повреждения указывают на необходимость замены вне зависимости от пробега.

Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться

Общие сведения


Большинство двигателей внутреннего сгорания оснащено одним или двумя распределительными валами в головке блока. Для привода может использоваться армированный зубчатый ремень, одновременно вращающий помпу системы охлаждения. Ремень изолирован от системы смазки и закрыт кожухом из нескольких частей. Основной проблемой в случае обрыва ремня или среза нескольких зубьев является контакт клапанов с поршнями. Ряд двигателей имеет выемки на поршнях для защиты от столкновения, но подобные модели двигателей очень редки. Срок службы ремня устанавливается производителем, замена прописывается в перечне регламентных работ. При попадании масла на ремень или невысоком качестве материала срок службы привода сокращается в разы. Регулярный осмотр позволяет своевременно обнаружить повреждения или следы масла на поверхности ремня и провести превентивную замену.

Срок службы


В большинстве случаев ремень требует регламентной замены через 40-60 тыс. км. Причем требования производителя могут варьироваться в зависимости от рынка сбыта – скорость потери эластичности ремня зависит от климатических условий. Автомобили одной и той же модели могут иметь ресурс ремня 90-100 тыс. км для стран с теплым климатом и около 60 тыс. км – для стран с холодным климатом. В ряде случаев производитель меняет регламент, ориентируясь на отзывы с рынка. Изначально ремень мог быть рассчитан на 90 тыс. км, но после ряда случаев обрыва при меньшем километраже срок службы снижают до безопасного значения.

Есть и обратные примеры увеличения срока службы по сравнению с исходными цифрами на основе сведений от дилерских центров. Производители всегда прописывают срок службы ремня в километрах и годах – со временем материал стареет, теряет эластичность и покрывается сеткой трещин. Снижение прочности приводит к риску обрыва или среза зубьев, особенно при резком изменении числа оборотов. Практически все владельцы отмечают, что аналоги обладают меньшей прочностью по сравнению с оригинальными ремнями. Этот момент нужно учитывать при эксплуатации автомобиля.

Признаки износа


Опасность ремня ГРМ заключается в практически полном отсутствии признаков износа. Водитель может услышать только гул от роликов или насоса, что уже свидетельствует о необходимости ревизии и ремонта. В ряде случаев из-за разрушения подшипников заклинивает насос системы охлаждения, на ремне срезает зубья и нарушается взаимное положение валов. Конечный итог – удар поршней о тарелки клапанов с загибанием стержней, повреждением направляющих.

В ряде случаев страдает головка, могут быть пробиты поршни или погнуты шатуны, деформирован либо разрушен распределительный вал. Наверняка придется проверять и менять часть толкателей. Итоговая смета ремонта может оказаться шокирующей для владельца, а сама процедура восстановления двигателя – длительной. Износ ремня никогда не сказывается на нарушении фаз газораспределения – изменение формы зубьев незначительно влияет на взаимное положение валов.

Тревожным сигналом является течь антифриза, особенно если нет следов жидкости на патрубках или радиаторе. Если антифриз не течет в систему смазки, то есть вероятность потери герметичности помпы. Жидкость скапливается в кожухе и пропитывает материал ремня, приводя к потере прочности и риску разрыва. Иногда по стыку крышки и лобовой части двигателя видны следы течи антифриза, явно свидетельствующие о проблеме. Точно такой же тревожный симптом – появление масла по стыку крышки и картера. Осмотр ремня явно покажет наличие следов масла или антифриза на поверхности.

Основным признаком обрыва ремня является свободное вращение коленчатого вала стартером без вспышек. Иногда может прослушиваться стук от контакта поршней о клапана. Проверить догадку легко – достаточно снять крышку привода или вынуть заглушку из ревизионного отверстия. Обрыв ремня чаще всего происходит при холодном старте или при резком изменении числа оборотов. При наличии сканера можно попытаться почитать ошибки – почти наверняка будут зафиксировано нарушение синхронизации распределительных и коленчатого вала. Иногда возможна парадоксальная ситуация – ремень цел, но привод не вращается. Причиной поломки являются срезанные шестерней коленчатого вала зубья на ремне.

Проверка


Для осмотра необходимо снять верхнюю часть защитного кожуха, которая крепится на винтах или защелках (в зависимости от модели двигателя). В ряде случаев может потребоваться снятие проводки или шлангов с фиксаторов. Затем нужно осмотреть ремень по всей длине, прокручивая вал двигателя вручную. Не допускаются трещины или расслоение ремня, следы отрыва зубьев от основного материала, следы масла. При течи нужно сначала исключить риск попадания масла на ремень – чаще всего приходится менять лобовой сальник коленчатого вала. Проверку обычно проводят вместе с текущим обслуживанием автомобиля – через каждые 8-10 тыс. км.

На ряде двигателей имеется специальное смотровое окно, закрытое резиновой пробкой. Такое отверстие предусмотрено на распространенных агрегатах Renault К7М. Для проверки ремня достаточно вынуть заглушку и вручную провернуть коленчатый вал, осматривая ремень по всей длине. После проверки отверстие закрывают заглушкой, предотвращающей попадание под кожух влаги и пыли. Единственной проблемой является не слишком удобное расположение отверстия, осмотр ремня затрудняется корпусом опоры двигателя, некоторые владельцы используют зеркало или эндоскоп.

При работе двигателя ремень изнашивает шестерни на носке коленчатого и распределительных валов. Решение о необходимости замены шестерен принимает мастер, основываясь на опыте. Вместе с ремнем всегда меняют натяжной и обводной ролики, практически все производители предписывают ставить новую помпу. Нужно всегда внимательно осматривать сальники валов, даже небольшие следы масла указывают на необходимость замены. В противном случае есть риск усиления течи и попадания масла на ремень.

Если приобретается автомобиль с пробегом, то рекомендуется сразу проверить ремень. Не следует доверять словам продавца о недавно проводившемся осмотре или замене комплекта привода ГРМ. Также нельзя слепо доверять информации на наклейке, которую часто устанавливают в моторном отсеке или на стойке в проеме водительской двери в сервисе при замене ремня. На наклейке обычно указывается дата ремонта и текущий пробег автомобиля. С другой стороны – ничто не мешает продавцу наклеить и заполнить этикетку, создавая иллюзию регулярного обслуживания автомобиля.

А еще нельзя исключать скручивание пробега – по факту ремень будет на грани исчерпания ресурса, а по записи в сервисной книжке или этикетке и данным одометра проблем не будет.

Ремонт


Сложность процедуры замены ремня зависит от двигателя и автомобиля. Помимо снятия ремня привода внешних агрегатов и шкива может потребоваться демонтаж опоры двигателя. Не всегда на шестернях и картере есть установочные метки, в этом случае придется выставлять распределительные и коленчатый вал по специальным шаблонам. Замена ремня своими силами возможна не всегда, зачастую проще и быстрее обслужить двигатель в условиях сервиса. Иногда после ремонта наблюдается неприятный эффект – сход ремня с шестерни распределительного вала при работе двигателя. В результате ремень начнет контактировать с крышкой и быстро оборвется. Правильная регулировка положения шестерен на валах исключает риск схода ремня вне зависимости от частоты вращения коленчатого вала двигателя.

Заключение


Проверка ремня ГРМ является в большинстве случаев рутинной процедурой и проводится при каждом обслуживании двигателя. При наличии следов механического износа ремень нужно менять вместе с роликами и помпой (в случае привода ремнем). Также не допускается замасливание ремня, нефтепродукты приводят к быстрому разрушению материала.

Подписка успешно добавлена
Удалить статью?