Ресурс автомобильных покрышек во многом зависит от производителя и условий эксплуатации. Существует несколько способов, позволяющих продлить срок службы шин и добиться равномерного износа протектора. Всегда следует помнить – от состояния покрышек зависит безопасность эксплуатации автомобиля, при появлении любого признака критического износа шины необходимо менять.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!
Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий
Подписаться
Давление
Срок службы покрышек зависит от давления – для шин вредно как повышенное, так и пониженное давление воздуха. Номинальные значения указываются в инструкции по эксплуатации и на этикетке в проеме двери водителя либо на крышке топливного бака. Давление зависит от размерности шины и загрузки автомобиля. Если машина оснащена датчиками давления, то данные выводятся на дисплей бортового компьютера, упрощая процедуру контроля. Если системы нет, то нужно проверять давление манометром не реже раза в 1-2 недели, а также регулировать давление в зависимости от загрузки автомобиля.
Если обнаруживается постоянная утечка воздуха из шины, то требуется отремонтировать покрышку. Также нельзя исключать уход воздуха через поврежденную полку диска – проблема характерна для стальных дисков, повреждаемых коррозией. Утечка воздуха возможна и через небольшие повреждения проволокой или иными посторонними предметами, попавшими в протектор. Исправное колесо практически не теряет давление даже при длительном хранении автомобиля.
Снижение нагрузки
Интенсивные разгоны и торможения, а также резкие маневры на дороге способствуют ускоренному износу протектора. При плавном стиле управления шина испытывает меньшие нагрузки, что положительно сказывается на долговечности. Не следует проезжать неровности на высокой скорости – удары о края ям могут повредить корд и боковину покрышки. Образующийся дефект называется «грыжей» или «шишкой», шина с подобным повреждением непригодна к дальнейшей эксплуатации. Помимо проблем с балансировкой возможно разрушение ослабленной боковины на ходу, что приводит к аварийной ситуации.
При эксплуатации автомобиля важно не допускать перегрузку. Избыточный вес негативно влияет на ходовую часть и трансмиссию, увеличивает расход топлива и способствует ускоренному износу шин. Перегруженная покрышка имеет неправильное пятно контакта с дорогой, перегревается и может лопнуть при наезде на препятствие. Допустимый индекс нагрузки указывается в маркировке шины, а также в инструкции по эксплуатации автомобиля. В маркировке также имеются данные об индексе скорости, который должен соответствовать характеристикам машины.
Длительные простои
Если автомобиль используется редко, то необходимо через каждые несколько дней совершать короткий выезд. В противном случае естественная деформация шин под весом машины повреждает боковины и корд. Например, подобная проблема характерна для машин после зимней стоянки. После возобновления эксплуатации весной на протяжении нескольких десятков километров ощущается вибрация, затем шины «разминаются». Но следует помнить, что остаются последствия деформации, сокращающие срок службы шины.
Регулировка углов установки
Для нормальной эксплуатации шины и автомобиля требуется соблюдение углов установки колес. На бюджетных моделях регулируется только передняя ось, на автомобилях среднего ценового диапазона с независимой задней подвеской требуется настройка углов установки колес на всех осях. В случае нарушения углов ухудшается управляемость и начинается неравномерный износ протектора. Дефекты на беговой дорожке могут появиться всего за 500-700 км.
Перестановка шин
Покрышки на ведущей оси испытывают повышенные нагрузки и изнашиваются быстрее. При сезонной замене резины целесообразно переставлять шины по осям, добиваясь равномерного истирания протектора. Запасное колесо в этом процессе обычно не участвует – на современных машинах «запаска» может иметь уменьшенный размер, а на ряде моделей используется специальная «докатка», не рассчитанная на длительное применение.
Проверка балансировки
При сезонной замене шин рекомендуется проверять балансировку колес (даже если летний и зимний комплекты установлены на своих дисках). Перед проверкой диски следует тщательно отмыть от грязи, а также проверить состояние боковин шин. Балансировку проводят в сервисе на специальном станке. Неправильная балансировка является причиной вибрации при движении и неравномерного износа протектора.
Правила хранения
При сезонном хранении следует соблюдать основные правила складирования шин или колес в сборе. Помещение должно быть сухим и оснащенным вентиляцией, не допускается хранение резины под открытым небом или около окна, через которое на покрышки попадает прямой солнечный свет. Не допускается складирование покрышек рядом с нефтепродуктами или веществами, оказывающими негативное воздействие на резину. Рядом с покрышками не должно быть источников открытого огня, нагревательных приборов или оборудования, при работе которого образуются искры или выделяется озон.
Перед укладкой шин или колес на сезонное хранение следует отмыть покрышки и диски от грязи. Собранные колеса укладывают горизонтально либо подвешивают вертикально за отверстия в дисках. При укладке вертикально без поддержки шины будут деформироваться под весом колеса. При хранении отдельных покрышек ситуация противоположная – шины складируют вертикально без дополнительных поддержек, не допускается горизонтальная укладка поодиночке либо пакетом.
Заключение
Правильная эксплуатация и соблюдение условий хранения позволяют довести срок службы шин до 6-7 лет – некоторые производители допускают применение ряда моделей шин на протяжении 10 лет. Дальнейшее использование покрышек не рекомендуется из-за естественного старения материала. Резина теряет свои характеристики и покрывается мелкой сеткой трещин, влияющих на прочность.