Как проверить аккумулятор мультиметром

Как проверить аккумулятор мультиметром

Проверка напряжения на клеммах батареи позволяет понять уровень зарядки источника питания и работоспособность генератора. Дополнительно можно определить ток утечки, приводящий к быстрому разряду аккумулятора, а в ряде случаев – к выходу батареи из строя. 
Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться

Оборудование

Для проверки батареи и системы зарядки в гаражных условиях или на улице подойдет любой мультиметр. Прибор оснащен поворотным переключателем для выбора режима работы, в набор входят щупы. Мультиметр работает от встроенного источника питания, данные отображаются на дисплее. Точность бюджетных тестеров невелика, хотя и достаточна для бытового применения.
На автомобилях с двигателями внутреннего сгорания используются одна или две батареи. Машины с гибридной силовой установкой оснащаются дополнительным аккумулятором напряжением 48 В, проверку которого следует проводить в сервисе. Уровень заряда и напряжение на клеммах свинцово-кислотной батареи напрямую связаны с плотностью электролита. Если АКБ имеет глазок для быстрой проверки заряда, то доверять индикатору не следует. Поплавковый датчик определяет плотность только в одной банке, соседняя может быть полностью разряженной, а аккумулятор будет неработоспособным.

Целесообразность проверки

Проверка напряжения на выводах аккумулятора имеет смысл на машинах старого образца, а также при подозрении на некорректную работу системы зарядки или при редкой эксплуатации автомобиля. Процедура позволит обнаружить разряд батареи или повышенное напряжение в бортовой сети. В остальных случаях проверка напряжения не имеет смысла – владельцы современных машин проезжают на аккумуляторе от 7 до 10 лет без снятия источника питания для подзарядки. Батарею на таких автомобилях следует протирать от пыли и следов электролита 1-2 раза в год, а также периодически обновлять защитную смазку на клеммах.
На ряде автомобилей в комбинации приборов установлен стрелочный вольтметр, показывающий напряжение в бортовой сети. Также возможно получать информацию о напряжении в режиме реального времени при помощи бортового компьютера. Считать данные удается при помощи сканера или адаптера, подключенного к разъему OBD-II. Возможности диагностики зависят от модели и производителя автомобиля. Система зарядки на любой машине оснащена контрольной лампой, которая включается при неисправности генератора.

Определение напряжения

Для замера необходимо:
  1. Заглушить двигатель и открыть капот либо багажник автомобиля (в зависимости от места установки батареи).
  2. Открыть термоизоляционный чехол и снять защитные крышки клемм (при наличии).
  3. Переключить мультиметр в режим замера постоянного напряжения в диапазоне до 20 В.
  4. Подключить щупы к разъемам на корпусе мультиметра, а контакты приложить к клеммам аккумулятора. Черный щуп предназначен для отрицательного полюса, а красный – для положительного. При обратной коммутации значение напряжения на экране будет со знаком минус.
Полностью заряженная свинцово-кислотная батарея автомобиля должна иметь напряжение не менее 12,6 В. Значения ниже указывают на падение емкости и необходимость подзарядки от внешнего источника либо в ходе длительной поездки при условии исправности генератора. Если напряжение от 12 В и ниже, то батарея разряжена как минимум наполовину. При полном разряде напряжение на выходе составит 11,6 В или менее. Рекомендуется проводить проверку спустя 12-24 часа после поездки – после остановки двигателя и на протяжении некоторого времени напряжение может быть в норме, а затем резко снижаться.
Если проверка осуществляется на работающем двигателе, то напряжение на клеммах должно составлять от 13,5 до 14,5 В, в зависимости от модели и характеристик генератора. Подключение мощной нагрузки не должно падать более чем на 0,5 В при работе двигателя в режиме холостого хода. Если наблюдается сильная просадка напряжения, то система зарядки требует проверки и ремонта. 
Скачки напряжения свыше допустимого порога свидетельствуют о неисправности регулятора на генераторе. Водитель обратит внимание на поломку из-за пульсации света фар и контрольных ламп. Напряжение в сети может быть выше 16-18 В, что приводит к поломке оборудования и перегружает проводку, не рассчитанную на подобные нагрузки.

Замер утечки

Аккумулятор разряжается при выключенном зажигании – сила тока в цепи невелика, а батарея остается пригодной для пуска двигателя на протяжении нескольких недель или месяцев. Нагрузку создает не уходящее в режим сна оборудование – охранная сигнализация, требующие подпитки приборы. Наличие на корпусе батареи электролита со слоем пыли только способствует разрядке – пленка грязи отлично проводит ток. Ускоренный разряд наблюдается при неисправности приборов, а также при наличии замыканий внутри банок аккумулятора из-за деформации пластин либо осыпавшейся активной массы. Нормой для тока утечки является значение до 80 мА – чем меньше цифра, тем дольше сохранится заряд аккумулятора.
Примерный баланс энергопотребления автомобиля в режиме сна:
  • сигнализация в дежурном режиме – до 25 мА;
  • память блока управления системой впрыска топлива – не более 5 мА;
  • память настроек мультимедийного центра и часы – до 5 мА;
  • комбинация приборов и контроллер центрального замка – от 3 до 5 мА.
Для замера утечки тестовым прибором необходимо:
  1. Вращением регулятора выбрать режим замера силы постоянного тока в пределах до 10 или 20 А. 
  2. Установить щупы в следующем порядке – провод с изоляцией красного цвета подключить к стандартному разъему 10ADC, а с черной – к порту COM.
  3. Имитировать разрыв линии питания, отключив провод от отрицательного либо положительного полюса батареи.
  4. Вставить в разрыв мультиметр без соблюдения полярности – один щуп должен касаться клеммы батареи, а второй – силового кабеля.
Замер производят при отключенном дополнительном оборудовании – т.е. при состоянии хранения автомобиля на стоянке. Если машина оснащена сигнализацией, то следует имитировать закрытие капота нажатием на датчик. В ряде случаев датчик встроен в замок, в этом случае нужно использовать щупы с длинными проводами, позволяющими вынести мультиметр за пределы моторного отсека и закрыть капот. Для перехода автомобиля и дополнительного оборудования в режим сна требуется 1-3 минуты, на протяжении которых возможно колебание тока утечки.
После стабилизации значения тока утечки и наличии высокого уровня потребления энергии, следует найти неисправное оборудования. Для проверки поочередно отключают приборы снятием реле и предохранителей. Проверку влияния сигнализации проводят просто – замером тока утечки с отключенной и отключенной системой. Если сигнализация исправна, то дальнейшие тесты проводят без включения системы – в противном случае невозможно добраться до блоков реле и предохранителей в салоне и моторном отсеке. 
Причиной утечки тока в большинстве случаев является поврежденная изоляция – как следствие ДТП или в результате естественной деградации покрытия. Например, на ряде машин Mercedes Benz используется экологически чистая биоразлагаемая изоляция, которая разрушается через 15-20 лет эксплуатации. Утечка может быть высокой из-за неправильного подключения дополнительного оборудования – чаще всего ошибки допускаются при коммутации магнитолы или сигнализации. 
Перед отсоединением провода от аккумулятора рекомендуется изучить требования завода к снятию источника питания. На ряде машин используется магнитола с защитой от кражи. Перед отключением батареи необходимо убедиться в наличии кода для магнитолы. Цифровой 4-значный пароль записывается в инструкции по эксплуатации либо на карте, входящей в пакет заводской документации. При отключении батареи сбрасываются настройки оборудования и память блока управления двигателем и коробкой передач.

Дополнительные проверки

При помощи мультиметра и лампы накаливания можно проверить емкость батареи. После зарядки к аккумулятору подключают лампу и определяют силу тока в цепи. Затем начинают разряжать батарею, контролируя напряжение на клеммах. При падении напряжения до менее чем 11 В, разряд прекращают. Затем необходимо умножить количество часов разряда АКБ на силу тока в цепи лампы и сопоставить цифру с заводским значением. Падение емкости батареи в процессе эксплуатации является нормальным процессом. В среднем емкость падает на 25-30% за 3-4 года использования, системы зарядки с электронным управлением генератором продлевают срок службы батареи в 1,5-2 раза.
Мультиметр не позволит определить плотность электролита, хотя по напряжению можно сделать косвенный вывод о степени зарядки батареи. Для проверки плотности необходим ареометр, а также контрольные пробки в крышке батареи. Одновременно нужно проверить уровень электролита, который должен быть выше верхней части пластин на 8-10 мм. При отсутствии съемных пробок в необслуживаемом аккумуляторе можно попытаться снять запаянную крышку. 

Заключение

Мультиметр в основном используют для проверки напряжения на клеммах батареи при работающем или выключенном двигателе, а также для определения тока утечки во внешних цепях. Дополнительные проверки во многом являются пережитком прошлого, когда покупка новой батареи была проблемой. В современных реалиях проще менять аккумулятор через 6-7 лет и быть уверенным в надежном пуске двигателя зимой, чем пытаться сэкономить несколько тысяч рублей на содержании автомобиля.
Подписка успешно добавлена
Удалить статью?