Как часто менять свечи зажигания

Как часто менять свечи зажигания

Используемые в бензиновых двигателях свечи имеют ограниченный ресурс. Срок их службы определяется покрытием электродов, и в меньшей степени – характеристиками мотора. Применение свечей с выгоревшими электродами приводит к пропускам зажигания, выходу из строя катушек и другим проблемам.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться

Конструкция свечи

Типовая свеча состоит из нескольких частей:
  • корпуса из диэлектрического материала, с установленным внутри центральным электродом;
  • металлического стакана с резьбовой втулкой, лысками под ключ и боковым электродом;
  • уплотнительных колец для снижения прорыва газов при работе двигателя.
Искра образуется при пробое воздушного промежутка между электродами. Расстояние зависит от модели двигателя и указывается производителем в технической документации. При увеличении зазора сверх допустимого порога система зажигания не в состоянии пробить воздушный промежуток, а с падением расстояния снижается мощность разряда. Обе ситуации приводят к одному результату – пропускам воспламенения в цилиндре и падению мощности двигателя. 

Разновидности 

Бюджетные свечи имеют электроды из никелированной стали, которая не отличается высокой стойкостью к воздействию искровых разрядов. Для увеличения ресурса на поверхности напыляют платину или иридий, но одновременно повышается себестоимость производства и конечная цена. Реже встречаются свечи с покрытием иттрием либо комбинированным сплавом на основе платины и иридия.

Ресурс

Стандартные никелированные свечи без покрытия электродов выдерживают от 30 до 60 тыс. км – в зависимости от конструкции двигателя. Нанесение слоя платины или иридия позволяет довести ресурс до 100 тыс. км, ряд производителей предписывает менять такие свечи через 120 тыс. км. При достижении указанных пробегов свечи могут находиться в полностью исправном состоянии, но рекомендуется их заменить из-за снижения надежности – изделия выработали заложенный производителем ресурс.

Признаки износа

Основные симптомы увеличения зазора между электродами и общего износа свечей:
  • появление пропусков зажигания;
  • увеличение расхода топлива;
  • падение динамики разгона;
  • снижение мощности двигателя.
Все признаки могут возникать и при выходе из строя других деталей. На моторах с впрыском топлива и системой самодиагностики при обнаружении пропусков воспламенения фиксируется ошибка, а на щитке приборов включается контрольная лампа оранжевого цвета с силуэтом двигателя и надписью Check Engine.

Самостоятельная проверка

Для проверки необходимо вывернуть свечи, предварительно сняв провода или катушки. Изолятор не должен иметь повреждений и сильных следов прорыва газов через уплотнение. Визуально определить выгорание электродов сложно, проще проверить зазор щупом – значение промежутка зависит от типа двигателя и модели автомобиля. 
Если уже приближается замена свечей по пробегу, то чистить их от нагара и использовать далее нецелесообразно. Вплоть до середины 90-х гг. прошлого века на СТО имелись специальные стенды для проверки свечей под рабочим давлением, на 2023 г. встретить такое оборудование невозможно – ушел тотальный дефицит и свечи проще менять, чем чистить и проверять. 

Проблемы при эксплуатации двигателя с выработавшими ресурс свечами

При работе мотора со свечами, имеющими изношенные электроды – появляются пропуски зажигания. Топливовоздушная смесь выбрасывается в атмосферу, но при наличии каталитического нейтрализатора начинает сгорать в его полости. В результате происходит перегрев и разрушение керамической сотовой вставки, частицы от которой могут попадать в цилиндры.
При сильном износе свечей возможно разрушение бокового электрода, который попадает в камеру сгорания. Результат – задиры на зеркалах цилиндра, повреждение днища поршня, свода камеры сгорания, тарелок или седел клапанов. Пренебрежение регламентом и экономия на свечах приводят к дорогостоящему ремонту. 

Алгоритм замены

Для установки новых свечей необходимо:
  1. Охладить двигатель до +50…+60°С, при повышенных температурах есть риск повреждения свечей и головки при попытке отворачивания.
  2. Снять свечные провода или отвернуть болты и вынуть индивидуальные катушки из колодцев. На ряде двигателей необходимо демонтировать декоративную панель и крышку, расположенную поверх катушек.
  3. Удалить загрязнения из колодцев потоком сжатого воздуха.
  4. Надеть на лыски свечной ключ и аккуратно ослабить затяжку, а затем полностью вывернуть свечу. Проверить наличие на корпусе уплотнительного металлического кольца, которое может остаться в колодце. Для выемки свечей из глубоких колодцев использовать ключ с магнитом или удлинитель с резиновым наконечником, который одевается на изолятор.
  5. Распаковать новую свечу, а затем ввернуть в отверстие с помощью динамометрического ключа. Приложение чрезмерного усилия приводит к разрушению изолятора, а при малом моменте не обеспечивается герметизация цилиндра уплотнительным кольцом.
  6. Установить снятые детали.

Заключение

Замену свечей следует проводить в строгом соответствии с требованиями производителя. При отклонении от регламента двигатель теряет мощность, расходует больше топлива. Кроме того, возможен выход из строя других деталей (например, катушек), стоимость которых на порядок выше цены комплекта новых свечей.
Подписка успешно добавлена
Удалить статью?