Как выбрать автомобильные лампы: советы по выбору и установке

Как выбрать автомобильные лампы: советы по выбору и установке

На автомобилях используются различные по мощности лампы, отличающиеся формой колбы и конструкцией разъема. При этом габариты и контакты стандартизованы для всех производителей машин. Процесс замены ламп в большинстве случаев прост, хотя и требует соблюдения ряда правил.

Законодательство

Тип, назначение и расположение приборов светотехники регулируются стандартами РФ и правилами Технического регламента Таможенного союза. Производитель должен соблюдать требования законодательства, согласно которым для каждого светотехнического прибора требуется использование определенного типа ламп. Информация о цоколе, мощности и конструктивных особенностях ламп на автомобиле указывается в инструкции по эксплуатации.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться
Владелец машины должен использовать лампы только с допустимыми параметрами, повышенная мощность зачастую приводит к повреждению приборов светотехники, а также снижает безопасность эксплуатации автомобиля. Законодательство жестко регламентирует цвет рассеивателей – для фар головного света допускаются желтый или белый цвет, для сигналов торможения и задних габаритных огней красный, а для указателей поворота – оранжевый. Не допускается использование в фарах ламп красного или синего цвета, напоминающих мигалки автомобилей спецтехники.

Типы

На автомобилях используются лампы:
  • Накаливания, оснащенные стеклянной колбой и являющиеся универсальными по назначению. Спираль изготовлена из вольфрама, в ряде моделей ламп могут устанавливаться две спирали, позволяющие использовать лампу для разных целей. Вольфрамовая спираль не отличается высокой прочностью, при работе металл постепенно выгорает, раскаленная нить легко стряхивается вибрациями.
  • Газоразрядные или ксеноновые, используемые в фарах головного света. Колба заполнена ксеноном, свечение дает постоянный дуговой разряд в газовой среде. Для старта и работы требуется высокое напряжение, создаваемое блоком управления. Ксеноновые фары нуждаются в системе автоматической корректировки угла, а также в наличии омывателей – грязь на стекле фары искажает направление светового потока.
  • Светодиодные, отличающиеся компактностью и высокой яркостью. Лампы не боятся вибраций и не требуют установки преобразователя напряжения. Используются по отдельности или встраиваются в матричные фары, позволяющие регулировать интенсивность потока настройкой линзы и переключением светодиодов
  • Лазерные, отличающиеся от светодиодных режимом работы. Источники света создают поток с фиксированной длиной волны, который подается через систему зеркал на фосфоресцирующую пластину, являющуюся основным источником света. Полученный монохромный поток можно сформировать в узкий пучок, позволяющий освещать дорогу на большом расстоянии.

Критерии выбора

При подборе ламп для автомобиля учитывают:
  • Напряжение в бортовой сети, составляющее в большинстве случаев 12 В. На старых машинах использовалась 6-вольтовая сеть, на грузовом транспорте и автобусах напряжение доведено до 24 В. От стабильности напряжения зависит яркость свечения и долговечность ламп, при неисправном регуляторе свет будет пульсирующим.
  • Тип цоколя и колбы, а также мощность – информация указывается в заводской документации. 
Для фар головного света могут предлагаться лампы с допустимой мощностью, но отличающиеся интенсивностью светового потока. Улучшение характеристик достигается за счет заполнения колбы газом и использования дополнительного отражающего покрытия. Поскольку мощность не выходит за допустимые рамки, то лампы не могут повредить детали конструкции фары. Повышенная яркость зачастую негативно сказывается на стоимости продукции, а также на ресурсе – в конструкции используется более тонкая спираль, которая быстро перегорает или рвется от вибрационных нагрузок.

Маркировка

С целью упрощения подбора автомобильные лампы имеют универсальную маркировку, которая не зависит от производителя или рынка сбыта. Маркировка в виде буквенно-цифрового кода указывается в заводской документации – владельцу достаточно купить лампу с таким же обозначением, снимать старую деталь для выяснения типоразмера не требуется.
Пример расшифровки маркировки PY21W:
  • P – тип цоколя, в данном случае используется штифтовой патрон;
  • Y – цвет покрытия колбы, в этом примере лампа имеет желтый или оранжевый цвет;
  • 21W – мощность, измеренная в ваттах.
Чаще всего на автомобилях выходят из строя лампы в фарах, отличающиеся повышенной мощностью. Изначально в маркировке присутствовала литера R, затем после перехода на лампы с колбами, заполненными газом, стала применяться буква H. После буквы в маркировке имеется цифра, указывающая на конструктивные особенности. Для каждого типоразмера используется свой цоколь и способ крепления, исключающие установку неподходящих изделий.
Для маркировки ксеноновых ламп используется литера D, в коде имеется информация о конструкции фары, для которой предназначена лампа. На рынке встречаются ксеноновые источники света, адаптированные для установки вместо галогеновых. Применение газоразрядных ламп в фарах, рассчитанных на галогеновые источники света, не допускается.

Переход на другой тип ламп

На большинстве автомобилей используются лампы накаливания, которые легко меняются. В последние 10-15 лет на машинах стала появляться светодиодная оптика, отличающаяся более ярким и контрастным светом. В связи с этим владельцы пытаются устанавливать светодиодные источники света вместо ламп накаливания, что возможно далеко не всегда. 
Основным элементом фары является отражатель, форма которого рассчитана с учетом типа лампы и направления движения. Светодиодная лампа отличается по конструкции от лампы накаливания, пучок света попадает на отражатель по нерасчетной траектории. Освещенность дороги может улучшиться, но неправильный пучок света будет слепить водителей встречного транспорта. 
Такая же проблемы возникает при попытке установки газоразрядных ламп в фары, рассчитанные на лампы накаливания. Кроме того, для работы газоразрядного источника света требуется блок розжига. Повышенная рабочая температура приводит к выгоранию отражателя, линз и короблению корпуса или рассеивателя.
Не допускается применение галогеновых ламп с повышенной мощностью. Проводка автомобиля не рассчитана на перегрузку, замена предохранителя на более мощный ситуацию не исправит – при работе фар возможен перегрев проводов с оплавлением или возгоранием изоляции. Избыток тепла приводит к выгоранию фары, изготовленной из пластика. Помимо деформации корпуса возможно коробление отражателя или рассеивателя, который на современных машинах выполнен из прозрачного пластика.

Заключение

При подборе ламп следует руководствоваться заводской документацией и правилами дорожного движения. Использование источников света с отличающейся конструкцией или другими характеристиками приводит к поломке приборов светотехники. Спереди не допускается установка ламп синего или красного цвета, напоминающих работу светосигнальной аппаратуры автомобилей специальных служб.
Подписка успешно добавлена
Удалить статью?