Как подготовить автомобиль к дальним поездкам

Как подготовить автомобиль к дальним поездкам

Постоянные поездки на дальние расстояния требуют предварительной подготовки машины. Автомобиль должен быть в исправном состоянии, хотя даже регулярное обслуживание не исключает риск поломки на трассе. Возить с собой большое количество инструмента нет смысла, поскольку большинство неисправностей устранить своими силами на современных машинах сложно или просто невозможно.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться

Техническое обслуживание

На начальном этапе подготовки необходимо провести ТО, перечень работ зависит от пробега или обнаруженных дефектов. Рекомендуется установить новые свечи зажигания, если до замены по регламенту остается менее 10 тыс. км. Отдельное внимание уделяют тормозной системе – помимо колодок может потребоваться замена дисков, имеющих критический износ. Колодки стараются заменить при остаточной толщине накладок менее 50%, поскольку в дальних поездках нагрузка на тормоза может возрастать, что приводит к быстрому истиранию остатка фрикционного слоя.

Замена технологических жидкостей

При проведении ТО обычно меняют моторное масло и устанавливают новый фильтр. Если пробег на масле менее 3-4 тыс. км, то можно обойтись без его замены. В любом случае – решение о замене принимают исходя из протяженности маршрута поездки. Если планируются длительные разъезды, то могут потребоваться промежуточные ТО с заменой масла. Если у автомобиля есть проблемы с избыточным расходом масла, то с собой необходимо взять несколько литровых канистр. При сильном угаре масла дальние поездки лучше отложить до момента устранения поломок.
Замена масла в механической или автоматической коробке и агрегатах трансмиссии производят в случае необходимости. Аналогично поступают с антифризом – если срок службы жидкости близок к предельному, то лучше выполнить замену. Замечание особенно касается при запланированных поездках в горы. При разработке маршрута целесообразно заранее найти крупные сервисные станции или дилерские центры – не исключено, что потребуется ремонт или обслуживание в ходе поездки.
На автомобиле с пробегом целесообразно промыть кассету радиаторов, особенно перед поездкой в южные регионы. Пыль и пух от растений забивают соты, ухудшая теплообмен и создавая риск перегрева. Одновременно есть смысл проверить состояние шлангов, на ряде машину требуется проверка клапана в крышке расширительного бачка.

Проверка углов установки колес

При регулярном обслуживании автомобиля регулировка схода-развала перед поездкой не требуется. Параметры можно проверить для успокоения, гораздо важнее проконтролировать углы после окончания поездки, особенно по дорогам с плохим покрытием. При регулировке или проверке целесообразно осмотреть шины, на которых не допускаются следы расслоения протектора.

Климатическая система

Проверка кондиционера является одним из этапов при прохождении ежегодного обслуживания. Перед дальней поездкой можно лишний раз убедиться в наполненности системы хладагентом, при обнаружении утечек рекомендуется заменить шланги и трубки либо устранить повреждения пайкой (при наличии технической возможности, чаще всего металлические детали меняют).

Набор инструмента

Для дальней поездки нет смысла запасаться инструментом, помимо штатного набора можно взять комплект головок и отверток. Важнее проверить состояние запасного колеса, убедиться в исправности домкрата и наличии насоса. Желательно использовать электрический компрессор – при небольшой утечке воздуха можно добраться до ближайшего шиномонтажа с периодической подкачкой проколотой шины. Также с собой должен быть знак аварийной остановки, светоотражающие жилеты для водителя и пассажиров, аптечка со стандартным набором медикаментов и исправный огнетушитель – в дороге возможны любые проблемы. 
С собой целесообразно взять набор плавких предохранителей и несколько ламп – для фар головного света, габаритных огней и указателей поворота. Если автомобиль оснащен светодиодными фонарями, то лампы с собой возить не придется. Есть смысл положить в багажник запасные щетки для стеклоочистителей, хотя детали можно купить практически в любом городе или на АЗС. В дальней поездке не лишней окажется 5-литровая канистра с жидкостью для омывания стекол, хотя зимой придется регулярно покупать новые емкости – расход жидкости достаточно большой.

Маршрут

При планировании маршрута поездки нужно учитывать расположение сервисных центров и АЗС. Расстояние между заправочными станциями должно составлять не более 75% от запаса хода машины при полностью заправленном баке. Возить с собой канистры с топливом не лучшая идея – емкости занимают место в багажнике, в случае утечки в салоне надолго остается неприятный запах бензина или дизельного топлива. Канистры возят с собой при поездках по бездорожью, где заправить автомобиль просто негде.
Некоторые водители берут с собой присадки, позволяющие повысить октановое число бензина. Целесообразность использования присадок и экономии на топливе в пути сомнительна. Гораздо надежнее заранее проработать маршрут и найти места расположения крупных сетевых АЗС, на которых риск заправки некачественного топлива сведен к минимуму. Да, бензин может оказаться дороже, чем на мелких АЗС, но экономия на топливе в дальних поездках нецелесообразна. Кроме того, на сетевых АЗС всегда можно приобрести масло или антифриз, а также воду для питья.

Дополнительные действия

Некоторые водители устанавливают перед дальней дорогой дополнительное оборудование. Если машина не оснащена системой контроля давления в шинах, то можно установить датчики и отдельный блок с индикаторами. С другой стороны, такие датчики не отличаются высоким качеством изготовления и точности замеров. Целесообразность применения сомнительна, каждый водитель принимает решение о необходимости установки самостоятельно.
Если автомобиль не оснащен навигационной системой, а магнитола не может работать со смартфонами, то есть смысл установить кронштейн для крепления телефона. Не лишним в дальней дороге будет и регистратор. Дополнительное оборудование устанавливают на лобовом стекле в соответствии с правилами ПДД – вне зоны обзора с места водителя. Со смартфоном ситуация проще – кронштейн можно закрепить на центральном или боковом дефлекторе системы вентиляции и кондиционирования.
Поверка аккумулятора целесообразна на старых машинах. На современных автомобилях батарея сохраняет работоспособность на протяжении 6-8 лет и более. Важнее проверить состояние ремня привода генератора и прочего дополнительного оборудования – трещины и отслоения не допустимы. Одной из проблем в дальних поездках является генератор – предугадать риск выхода из строя выпрямителя, регулятора напряжения или щеток сложно. Детали могут отказать даже на машинах, регулярно обслуживаемых в условиях сервиса. Если есть сомнения в состоянии АКБ, то есть смысл взять с собой компактное пуско-зарядное устройство с литиевой батареей, которое можно использовать для подзарядки телефонов, аккумуляторов ноутбуков и питания другого оборудования.
Перед поездкой целесообразно установить новый салонный фильтр. Фильтр двигателя или ВФ меняют только в случае большого пробега к моменту начала путешествия. Например, если фильтр прошел 15-17 тыс. км, то его лучше заменить. При принятии решения о замене учитывают требования завода-изготовителя, на ряде моделей автомобилей ресурс фильтра доведен до 40 тыс. км.
Не будет лишней проверка и регулировка фар головного света. При неправильном направлении пучка автомобиль слепит водителей встречного потока, создавая аварийные ситуации. В пути нужно вручную регулировать положение фар с учетом загруженности салона, при наличии системы автоматической корректировки угла наклона фар, задача упрощается. В пути важно учитывать возможности фар и выбирать скорость, соответствующую дорожным условиям.

Заключение

Процесс подготовки автомобиля, регулярно обслуживаемого в сервисе, к дальней поездке – весьма прост. Рекомендуется проведение внеочередного ТО с заменой жидкостей и расходных материалов, срок службы которых приближается к критическому порогу. Гораздо сложнее подготовить машину в запущенном техническом состоянии, хотя такие автомобили крайне редко используются на дальних маршрутах.
Подписка успешно добавлена
Удалить статью?