Одним из основных компонентов системы впрыска топлива является датчик расхода воздуха. Датчик необходим для расчета подачи горючего для достижения оптимального состава смеси. Датчик располагается в линии впуска воздуха после
фильтра и достаточно легко диагностируется в случае появления проблем.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!
Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий
Подписаться
Общие сведения
Датчики для определения расхода воздуха стали использоваться с момента появления систем впрыска. Изначально использовались элементы с механическим принципом работы, не отличающиеся высокой точностью измерения. Впоследствии стали использоваться электронные датчики. Датчик определяет объем проходящего через канал воздуха и передает данные в
блок управления двигателем. Контроллер рассчитывает продолжительность впрыска, поддерживая стехиометрический (оптимальный) состав смеси.
Современные ДМРВ могут иметь разную конструкцию, но одинаковый принцип действия. Замер воздуха осуществляется на основании разницы напряжений на чувствительных элементах, расположенных в потоке воздуха и в изолированной камере. В качестве чувствительных элементов используется тонкая платиновая нить, подключенная к бортовой сети. Нить нагревается при прохождении тока, поток воздуха отводит часть тепла – в зависимости от температуры меняется напряжение, необходимое для поддержания стабильной температуры. Вторая нить не обдувается воздухом и имеет постоянную температуру и сопротивление.
Описанный выше датчик относится к нитевому типу, также существуют пленочные ДМРВ. В этом случае в конструкции установлены два резистора с сопротивлением, меняющимся в зависимости от температуры. Поток воздуха направляется вдоль резисторов, что приводит к изменению температуры и сопротивления – полученная разница и используется для расчета подачи воздуха в цилиндры двигателя.
Датчики нитевого типа использовались до середины 90-х гг. прошлого века, отличаясь надежностью. Из-за ужесточения норм токсичности потребовалось увеличение точности расчета подачи воздуха, что и привело к внедрению ДМРВ пленочного типа. Датчик позволяет рассчитать поток воздуха, проходящий в любом направлении. Если нитевой ДМРВ мало чувствителен к грязи (отложения практически бесследно выгорают из-за высокой температуры нити), то пленочные датчики при оседании пыли или паров масла начинают работать некорректно.
Датчик подключается к бортовой сети при помощи разъема, расположенного на боковой части корпуса. Фильтр находится до ДМРВ, предотвращая загрязнение измерительного элемента, приводящее к падению точности. При поставке в запчасти датчик оснащается заглушками для защиты от грязи. ДМРВ используется не только на бензиновых двигателях. Датчик ставится и на дизели, позволяя регулировать режим работы системы рециркуляции отработавших газов и продолжительность впрыска топлива в цилиндры.
Поскольку датчик участвует в расчете состава смеси, то он напрямую отвечает за экономичность и рабочие характеристики двигателя. В случае отказа датчика и искажения состава смеси электроника обнаруживает ошибку и включает контрольную лампу Check Engine, расположенную в щитке приборов. Лампа всегда включается при повороте ключа в замке зажигания, а после пуска двигателя и опроса системы – гаснет. Постоянное включение или мигание лампы всегда указывает на наличие проблем, определить которые можно по кодам ошибок в ходе компьютерной диагностики.
Отказ ДМРВ не обездвиживает автомобиль, двигатель переводится в режим аварийной работы по усредненным алгоритмам. В ряде случаев поведение двигателя практически не меняется, хотя и отмечается небольшое увеличение расхода топлива и завышение оборотов холостого хода. Ездить длительное время с неисправным ДМРВ нельзя, поскольку из-за ошибочного состава смеси может выйти из строя каталитический нейтрализатор. В ряде случаев при неисправности ДМРВ двигатель не запускается либо очень плохо «тянет» на низких оборотах.
ДАД
Часть двигателей оборудуется датчиком абсолютного давления, установленным во впускном коллекторе. ДАД не в состоянии определить объем воздуха, но отвечает за расчет разницы давлений. В основе принципа работы лежит изменение сопротивления резистора в зависимости от смещения чувствительной диафрагмы. ДАД является дополнением к ДМРВ, но никогда не может заменить датчик массового расхода воздуха. ДАД дополняется датчиком температуры потока.
Простой способ проверки
Для теста достаточно снять разъем с корпуса ДМРВ и попытаться запустить двигатель. В большинстве случаев контроллер системы впрыска работает с учетом данных от датчика положения дроссельной заслонки и усредненного программы. Практически всегда обороты холостого хода будут завышены, а реакция на нажатие педали газа – более резкой, чем при подключенном неисправном ДМРВ. Способ подходит для двигателей с простой системой впрыска.
Замер напряжения
Метод позволяет достаточно точно определить состояние датчика, но нужно знать нормативные значения напряжения. Для ДМРВ двигателей ВАЗ нормальным и допустимым будет напряжение в пределах от 1,01 до 1,03 В, замеренное при помощи цифрового мультиметра. При повышении напряжения датчик работает некорректно и подлежит замене. На двигателях атмосферного типа с дроссельной заслонкой с любым управлением можно проверить напряжение в режиме полного газа. Нужно запустить двигатель и резко открыть заслонку до упора, исправный ДМРВ покажет скачок напряжения до 4 В. Метод неудобен для автомобилей с электронным дросселем – требуется участие второго человека, который должен нажать на педаль газа. Тестирование мультиметром не подходит для современных ДМРВ, генерирующих цифровой сигнал. Такие датчики можно проверить только по ошибкам при компьютерной диагностике.
Ремонт
Отремонтировать неисправный датчик расхода воздуха невозможно. Некоторые владельцы пытаются аккуратно промыть чувствительный элемент от грязи, искажающей точность показаний. В подавляющем большинстве случаев чистка приводит к повреждению датчика. Неисправный ДМРВ нужно менять, одновременно проверяя целостность воздуховодов после фильтра – малейшие трещины приводят к загрязнению датчика и попаданию пыли в цилиндры, способствующей ускоренному износу двигателя.
Заключение
ДМРВ является важной деталью системы впрыска топлива и должен находится в исправном состоянии. Самый надежный способ диагностики – считывание ошибок, замер напряжения на контактах датчика не всегда удобен и надежен. Отремонтировать или промыть ДМРВ невозможно – при неисправности деталь подлежит замене.