Автомобильные кондиционеры и системы климат-контроля: регулярное обслуживание для комфорта в дороге

Автомобильные кондиционеры и системы климат-контроля: регулярное обслуживание для комфорта в дороге

Любая автомобильная климатическая установка в процессе работы забивается пылью, присутствующей в воздухе, а также семенами растений. Установка и регулярная замена фильтра несколько сглаживают ситуацию, хотя полностью очистить воздух фильтр не в состоянии. По этой причине требуется периодическое обслуживание и обеззараживание кондиционера, которое можно проводить своими силами.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться

Теория

Автомобильный кондиционер выполнен в виде единого компактного модуля вместе с отопителем. Воздух забирается через решетки вентилятором, прогоняется через сменный бумажный фильтр, а затем проходит через испаритель для снижения температуры и осушения. Основной проблемой является оседание пыли на поверхности испарителя – помимо неприятного запаха в воздух могут попадать различные бактерии, размножающиеся в толстом слое грязи.
Вторым важным компонентом кондиционера является конденсатор, установленный перед радиатором системы охлаждения. В процессе эксплуатации конденсатор может получить повреждения мелкими камнями, залетающими через вентиляционные каналы в бампере и решетке радиатора. Между радиаторами собирается пыль и пух от растений, ухудшающий циркуляцию воздуха и условия работы систем кондиционирования и охлаждения двигателя.

Замена фильтра

Срок службы фильтра в системе кондиционирования составляет 6-12 месяцев в зависимости от условий эксплуатации. Рекомендуется менять картридж весной и в конце лета – зимой количество пыли на дорогах минимально и фильтр загрязняется медленнее. Процедура установки нового картриджа достаточно проста – в большинстве случаев фильтр расположен в салоне со стороны кресла переднего пассажира. Кроме стандартного бумажного элемента существуют картриджи с активированным углем, поглощающим неприятные запахи.

Очистка испарителя

Испаритель расположен внутри корпуса отопителя, поэтому для очистки используют специальную пену или дымовые шашки. Очистку рекомендуется проводить не раже 1 раза в год, пену вводят через удлинительную трубку в полость отопителя. Для подачи пены используют дренажную трубку в моторном отсеке либо технологические отверстия в корпусе отопителя. Пена растворяет слой пыли, а входящие в состав антибактериальные присадки уничтожают микробов и устраняют неприятный запах. После обработки кондиционера необходимо установить новый фильтр, также целесообразно очистить решетки и воздуховоды вентиляции от пыли.
Дымовая шашка работает просто – картридж устанавливают на пол салона около заборников воздуха в режиме рециркуляции, включают двигатель и кондиционер, а затем открывают баллон. Активное вещество затягивается в отопитель, обрабатывает испаритель, а затем выводится вместе с растворенной в конденсате грязью через дренажное отверстие. Эффективность очистки шашкой ниже, однако, при регулярном обслуживании кондиционера дым надежно удаляет пыль и уничтожает бактерии.
Расположенная в моторном отсеке дренажная трубка может забиваться грязью. Конденсат станет скапливаться в корпусе отопителя или затекать в салон, вызывая неприятный запах. На ряде моделей машин трубка может соскакивать со штуцера из-за вибраций, конденсат потечет под покрытие пола в салоне. Очистить трубку от грязи можно куском проволоки, но если шланг соскочил со штуцера, то придется частично разбирать отопитель – доступ к месту установки трубки может быть ограничен. Определить проблемы с дренажом просто – если при работе кондиционера из трубки не течет вода, то скорее всего, конденсат сливается в салон автомобиля.

Обслуживание радиаторов

При эксплуатации автомобиля между радиаторами собирается пух, удалить который без разборки практически невозможно. Очистку кассеты проводят по результатам проверки кондиционера в сервисе, интенсивность образования отложений зависит от региона эксплуатации. Например, в южных областях РФ чистка может потребоваться через каждые 2-3 года, в северных – в 2-3 раза реже. Для очистки необходимо откачивать хладагент и сливать антифриз, работы лучше проводить в условиях сервиса. При самостоятельной неаккуратной мойке можно повредить трубки или замять соты, что приведет к снижению эффективности работы радиаторов.

Заправка

Рабочим веществом в системе кондиционирования автомобилей является фреон R134a или R1234yf (второй вариант встречается реже). Вещества не взаимозаменяемы, данные о типе заправленного хладагента указаны на этикетке в моторном отсеке. В фреон добавлено масло, необходимое для смазки компрессора. Срок службы рабочего вещества кондиционера не ограничен, в процессе эксплуатации возможна утечка фреона через поврежденные уплотнения или трещины в трубках.
Проверку давления и заправку рекомендуется проводить не реже 1 раза в 2-3 года либо при падении эффективности работы кондиционера. Обслуживание проводят на специальной установке, откачивающей фреон с маслом. По состоянию масла делают первый вывод об износе компрессора – наличие металлической пыли в слитом масле указывает на интенсивное истирание поршневой группы. При исправном компрессоре масло будет прозрачным без механических примесей.
Косвенным признаком утечки фреона являются потеки масла на трубках кондиционера в моторном отсеке. Течь возникает по стыкам соединений из-за естественного разрушения уплотнителей, а также по местам пайки трубок из-за трещин. При появлении следов масла на трубках рекомендуется посетить сервис и проверить давление в системе кондиционирования, при необходимости произвести дозаправку. В сервисе для поиска места течи используют присадку с контрастным цветом, которая хорошо показывает поврежденные зоны.

Заключение

Регулярное обслуживание системы кондиционирования предотвращает поломку компрессора и устраняет неприятный запах при включении климатической установки. Заменить фильтр и обработать испаритель можно самостоятельно, остальные работы лучше доверить специалистам.
Подписка успешно добавлена
Удалить статью?