Одной из наиболее распространенных проблем гидромеханических коробок является переключение передач или режимов работы с ощутимым толчком. Некоторые коробки конструктивно работают не слишком мягко, особенно после холодного старта. Устранить причину толчков малой кровью не получится – замена масла или фрикционного пакета может дать только временный эффект.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!
Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий
Подписаться
Гидромеханическая коробка состоит из нескольких планетарных рядов. Передаточные числа образуются за счет соединения и торможения разных элементов планетарных редукторов. Для переключения в коробке имеется гидравлическая система, распределение потоков осуществляется гидроблоком с соленоидами. Давление в гидравлической системе создается насосом, который начинает работать одновременно с двигателем.
Обязательным элементом коробки является гидротрансформатор, передающий и преобразующий крутящий момент от двигателя. В состав гидравлической системы всегда входит сменный фильтр для очистки масла от продуктов износа.
В АКПП имеются фрикционные пакеты или ленточные тормозные механизмы, гидротрансформатор практически всегда оснащается муфтой блокировки. Фрикционы работают в масле, которое отводит продукты износа и охлаждает рабочие поверхности. Причиной толчков является неравномерное срабатывание фрикционных пакетов при переключении передач либо выборе режимов движения, что чаще всего связано с падением давления в гидравлической системе. Давление обычно падает из-за износа тефлоновых колец либо неправильной работы соленоидов. Причиной ускоренного износа компонентов гидравлики является нерегулярное обслуживание коробки, масло в которой всегда загрязняется частицами фрикционных пакетов или лент. При регулярном обслуживании АКПП и соблюдении правил эксплуатации вероятность появления неисправности коробки снижается.
Замена масла
Любимая процедура в кустарных условиях – замена масла в АКПП, которая должна устранить толчки. Возможно, что переключения станут мягче на некоторое время, поскольку свежее масло вымоет грязь из соленоидов и нормализует давление в гидравлике. В большинстве случаев толчки будут проявляться и после обслуживания, при сливе масла можно оценить состояние АКПП. Наличие запаха гари и потемнение жидкости указывают на сильный износ фрикционов, которые начинают пробуксовывать и подгорать. Если коробка длительное время не обслуживалась, то масло по умолчанию будет темным и с легким запахом гари.
Поскольку при замене масла требуется установка нового фильтра, то иногда возможно полное исчезновение неприятных толчков. При забитом фильтре ухудшается подача масла, что приводит к падению давления в гидравлике. В результате фрикционные пакеты не успевают отработать за заданный интервал времени, что вызывает толчок. Диски или ленты проскальзывают, что приводит к образованию повышенного количества продуктов износа. Замена фильтра и масла устраняет толчки при своевременном обращении в сервис, хотя полностью исключить износ фрикционов и тефлоновых колец нельзя. Если владелец продолжает ездить и не обращает внимания на толчки, то впоследствии обойтись заменой масла и фильтра не получится.
Диагностика
При появлении толчков во время переключения необходима детальная диагностика коробки в сервисе. Мастер проверяет давление в контурах, оценивает состояние масла и ряд других параметров. По результатам диагностики составляется предварительная смета – чаще всего необходима замена фрикционных пакетов и переборка гидротрансформатора, в котором выходит из строя муфта блокировки. Многочисленные рекомендации по замене отдельных лент или фрикционов не дадут результата –
ремонт АКПП сопровождается проверкой состояния гидравлических приводов и соленоидов. Также не исключено появление толчков из-за неравномерной работы двигателя, блок управления коробкой согласован с контролером системы управления впрыском топлива.
Для нормального ремонта коробку снимают с двигателя и разбирают. Подгоревшие фрикционные диски подлежат замене, как и стальные диски со следами побежалости от перегрева. Иногда обнаруживаются проблемы с насосом, в который попали абразивные частицы. Нельзя исключать и повреждение картера коробки в местах установки штоков, в этом случае отверстия растачивают для установки ремонтных втулок. В ряде случаев причиной проблем является изношенный гидроблок – абразивные частицы могут повредить не только соленоиды, но и алюминиевые плиты блока. В этом случае придется приобретать новый или искать исправный контрактный гидроблок.
Заключение
Толчки при переключении скоростей или режимов являются симптомом проблем с коробкой, которую нужно проверить в условиях сервиса. При своевременном обращении ремонт может ограничиться заменой масла и фильтра. В запущенных ситуациях АКПП необходимо снимать с автомобиля для полной разборки, бюджет ремонта в этом случае может стать неприятным сюрпризом для владельца автомобиля.