Автомобили, оснащенные электронной системой стабилизации, оснащаются кнопкой для принудительного отключения ассистента. Деактивация ESP необходима для преодоления грязи или снежной преграды – на ряде машин при выезде на твердую дорогу и разгоне система включается автоматически. В остальных случаях система стабилизации остается неактивной до повторного нажатия на кнопку.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!
Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий
Подписаться
Общие сведения
Система ABS стала массово использоваться на автомобилях в 80-х гг. прошлого века. Ассистент позволял исключить блокировку колес при торможении и сохранить возможность изменения траектории рулем. Блок ABS позволил отказаться от ненадежного механического регулятора тормозных усилий за счет введения электронной системы распределения усилий. В результате увеличилась безопасность эксплуатации автомобиля.
Позднее на базе блока ABS были созданы дополнительные ассистенты – система стабилизации и контроля тяги. ESP контролирует направление движения автомобиля при помощи датчиков положения рулевого колеса и бокового ускорения – в случае фиксации заноса система автоматически затормаживает колеса и регулирует работу двигателя для изменения тяги, ориентируясь на заложенную программу. В результате траектория движения выравнивается, хотя в ряде ситуаций ESP не сможет погасить занос.
При установке ESP в конструкцию блока ABS вводится дополнительный насос, создающий повышенное давление жидкости в тормозной системе. Ассистент получает данные от датчиков вращения колес, положения руля и поперечного ускорения, проводя непрерывный анализ информации и сравнивая показатели с эталонными цифрами. В случае отклонения данных, ESP начинает бороться с заносом на ранней стадии, значительно повышая безопасность движения. При наличии автоматической коробки ESP может перенимать управление для выбора нужной передачи.
При срабатывании ESP мигает контрольная лампа в щитке приборов, также возможно появление дрожи на педали тормоза из-за работы механизмов. Система может блокировать педаль газа – дроссель управляется контроллером ESP. Если на автомобиле имеется круиз-контроль, то при срабатывании ESP ассистент поддержания скорости временно выключается. Таким образом, блок управления ESP минимизирует воздействие другого оборудования на работу системы стабилизации траектории движения.
Противопробуксовочная система используется вместе с ESP, позволяя улучшить динамику разгона. Электроника отслеживает пробуксовку ведущих колес и активирует тормозные механизмы. Водитель замечает работу системы по миганию значка в щитке приборов. При движении по глубокому снегу или грязи ассистент ухудшает проходимость, поэтому предусматривается кнопка для временного отключения ESP и связанной с ней противопробуксовочной системы. Ассистент ESP может иметь другие названия – DSC, VSM или VSA, обозначение зависит от марки автомобиля.
Отключение
Для временного выключения ESP (а точнее – противопробуксовочной системы) на панели приборов устанавливается кнопка, после ее нажатия включается предупредительный индикатор. На части автомобилей кнопка отсутствует, отключить ESP можно только через меню настроек. Подобный алгоритм деактивации используется на VW Polo выпуска после 2020 г. и ряде других машин. Некоторые производители вообще не позволяют выключить ESP, так как наличие дополнительных ассистентов и полного привода обеспечивают хорошую проходимость на любом типе дорожного покрытия.
Степень деактивации ассистентов зависит от года выпуска и модели автомобиля. В подавляющем большинстве случаев после нажатия на кнопку перестает работать противопробуксовочная система. На ряде марок автомобилей выключение системы необходимо для работы электронной блокировки дифференциала – водитель резко нажимает педаль газа в пол, электроника блокирует дифференциал, что увеличивает шансы самостоятельно выбраться из грязи или глубокого снега. Обратное включение противопробуксовочной системы происходит повторным нажатием на кнопку или после разгона до определенной скорости – электроника сама понимает, что автомобиль выбрался на дорогу с твердым покрытием. На части машин предусмотрено выключение не только противопробуксовочной системы, но и ESP – для отключения требуется нажатие на кнопку с разной продолжительностью. После перезапуска двигателя работоспособность ассистента восстанавливается.
Отключение систем стабилизации и контроля тяги практикуется любителями дрифта. При работающих помощниках сорвать автомобиль в занос невозможно. При деактивации ESP перестает работать система контроля тяги, позволяя сорвать колеса в пробуксовку. Отключение ассистента контроля тяги практикуется и при подъеме в гору, хотя при наличии помощника начала движения по склону проблем не возникает. Если на колеса устанавливаются цепи противоскольжения, то контроль тяги нужно деактивировать, поскольку из-за наличия посторонних предметов на колесах электроника будет работать неадекватно.
Заключение
Отключение ESP и связанной с ней противопробуксовочной системы позволяет улучшить проходимость автомобиля. В остальных случаях ассистент выключать не рекомендуется из-за снижения безопасности. Далеко не каждый водитель в состоянии адекватно среагировать и погасить начинающийся занос.