Как проверить масло в АКПП

Как проверить масло в АКПП

Большая часть современных машин оборудуется автоматической коробкой передач. По сравнению с МКПП, это технически более сложный и дорогой узел, требующий грамотного ухода. Особенно важно тестировать масло в срок. Как это сделать, мы и рассмотрим в статье. 
Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться
Как определить износ шин Как определить износ шин

Симптомы нехватки ATF

Для начала приведем характерные признаки, которые указывают на необходимость проверки:
  • шум в области коробки при нажатии на педаль муфты — обычно в нейтральном режиме;
  • вспенивание — заметно большое количество пузырей на щупе;
  • запах гари — ощущается в салоне машины;
  • гудение и вибрации — передаются на кузов, преимущественно во время перехода на высокие передачи;
  • самопроизвольный сброс передач с высоких на низкие;
  • пробуксовка авто при подъеме на горку.
Внимание! Надо уметь отличать отдельные крупные воздушные пузырьки на щупе с пеной. В первом случае ничего опасного нет. А вот вспенивание характеризуется мелкими пузырями в большом/среднем количестве.

Причины снижения уровня

Есть несколько факторов, которые приводят к резкому снижению уровня смазки:
  1. Износ сальников, прокладок.
  2. Трещина на поддоне.
  3. Проблема с гидроблоком.
  4. Разрыв мембраны вакуумного модулятора. 
Вакуумный модулятор — это специальное устройство для формирования давления. Он соединяется с впускным коллектором специальным шлангом. В случае неисправности по нему ATF проникает в коллектор и выгорает. Автоматы с модулятором устанавливались на Mercedes, Ford, некоторые модели GM старого производства. С начала 90-х устройства стали повсеместно заменять электроникой.

Процедура проверки уровня

Контролировать ATF владелец должен регулярно, на протяжении всего срока эксплуатации смазки (обычно 5-7 тыс. км пробега). Ниже подробнее о том, как это делается:
  • машину поставить ровно;
  • открыть капот машины;
  • найти головку щупа красного цвета, выходящей из верхней части АКПП; 
  • тщательно очистить поверхности шлангов и зоны вокруг горловины, чтобы при снятии щупа внутрь не попала грязь. 

Проверка на холодную

Приступаем к проверке:

  • запустить ДВС, дав ему поработать 5 минут — чтобы масло равномерно распределилось по системе трансмиссии, надо пронести рычаг КПП по всем режимам;
  • поставить АКПП в положение P;
  • извлечь щуп и протереть ветошью без ниток, ворса;
  • заново вставить щуп до упора, извлечь и оценить уровень. 

Масляная пленка на холодной стороне щупа должна быть между рисками Min.

Проверка на горячую

Этим методом можно получить более точные результаты. Но перед процедурой надо проехаться на автомобиле 10-15 км, чтобы масло хорошо разогрелось. Далее вынимаете щуп и проверяете его обратную, горячую сторону. Уровень должен быть между рисками Max.

Внимание! Некоторые производители (Honda) устанавливают коробки с щупом, который имеет всего одну риску - COLD. Отличаться могут и варианты проверки уровня ATF. На той же Хонда это делается после прогрева жидкости до 80-90 градусов, обязательно на не заведенном ДВС. А вот на Mitsubishi, Audi, Dodge, Hyundai селектор надо обязательно ставить в положение N. Обычно положение рычага автоматической коробки, при котором нужно тестировать ATF, указывается на щупе или в паспорте автомобиля.
В ходе процедуры следует обязательно проверять качество масла:
  • наличие металлической стружки или грязи — свидетельствует об износе АКПП;
  • потемнение смазки — необходимость замены всего объема масла.

Проверка без щупа

Некоторые автоматы не снабжены щупом. Производители оборудуют такие коробки спецокошками — они же отверстия для слива/залива. Отсюда можно смотреть, не понижен ли уровень. Излишек проверять не нужно, так как подобные автоматы оснащены специальной отводящей трубкой.
Подробно о том, как проверять уровень без щупа:
  • покататься на машине несколько километров — прогреть смазку;
  • поднять автомобиль — обеспечить доступ к нижней части автомата;
  • установить рычаг АКПП в положение P или N;
  • потихоньку выкручивать заглушку слива.
Если уровень ATF нормальный, то жидкость начнет капать.

Как долить масло

Если вы определили, что уровень масла низкий, но состояние жидкости в норме (светлый цвет, нет стружки) — надо долить ATF. Делается это в такой последовательности, на АКПП с щупом:
  • вставить в заливную горловину длинную воронку; 
  • аккуратно залить 200-300 граммов ATF;
  • выждать 10-15 минут, сесть в машину, нажать на педаль тормоза и переключить все режимы автомата;
  • проверить уровень снова — если он опять низкий, добавить еще 200-300 г.

Таким образом, нужно порционно доливать жидкость, пока уровень не встанет в норму. Разом лить 1-2 литра нельзя, так как это может привести к излишку ATF. На автоматах без щупа доливка производится специальным инструментом через смотровое окошко. 

Внимание! По объему: в зависимости от типа АКПП, она может вмещать от четырех до шестнадцати литров технической жидкости.

Последствия эксплуатации АКПП с неправильным уровнем ATF

Однозначно это приведет к поломке дорогостоящего узла. Особенно сильно начнут повреждаться элементы коробки во время нагрузки на двигатель и АКПП — при движении по разбитым дорогам, на подъемах, в городе, длительной езде и т. д. Из-за нехватки масла снижается общее давление в системе, фрикционы начинают пробуксовывать и сгорать. Отсюда возникают рывки, сброс передач с повышенных на низкие, жесткое переключение и другие симптомы, рассмотренные нами выше.
Обобщаем, что происходит:
  • ухудшается качество ATF;
  • резко снижается ресурс коробки автомат;
  • насос хватает воздух, из-за чего масло превращается в эмульсию — это приводит к снижению давления и нарушению теплоотвода от АКПП.
Ничего хорошего и в избытке масла. Эта проблема встречается на АКПП, оборудованных щупом. Здесь не предусмотрен автосброс излишка, как на аппаратах со смотровым окошком. В итоге лишняя смазка вспенивается, окисляется и выводит из строя клапаны системы. А при длительной эксплуатации коробки придет в негодность вся рабочая жидкость и можно попасть на дорогостоящий капитальный ремонт автомата.
Подробнее, что происходит:
  • смазка проникает к вращающимся элементам коробки и вспенивается;
  • увеличивается объем ATF.

Заключение

Эксплуатируя автомобиль с АКПП, владелец должен регулярно проверять уровень технической жидкости и его качество. А лучше всего доверить эту процедуру сервисным центрам, где знают специфические особенности различных коробок. На одних запрещено повышать температуру масла, а потом проверять — на других, это нужно делать именно так.
Подписка успешно добавлена
Удалить статью?