Часть автомобилей оснащается подушкой двигателя гидравлического типа, позволяющей эффективно гасить вибрации. В случае появления сильных толчков при пуске и работе двигателя нужно проверить опору. Отремонтировать подушку невозможно, в случае выхода из строя придется покупать и ставить новую деталь.
Общие сведения
При работе двигатель вибрирует, частота колебаний зависит от нагрузки и оборотов. Для защиты кузова от вибраций силовой агрегат (мотор в сборе с коробкой передач) крепится на опорах. Простейший вариант подушки состоит из корпуса и резиновой обоймы. Дополнительное снижение вибраций обеспечивается установкой внутри резиновой обоймы пружин, а для смягчения ударов используют буферные вставки. Резиновые опоры распространены на бюджетных моделях, отличаясь низкой стоимостью и высокой надежностью.
Гидравлические опоры стали популярными в 80-х гг. прошлого века, позволяя гасить колебания в широком частотном диапазоне. Внутри подушки находятся полости, гашение вибраций осуществляется за счет перекачки жидкости через калиброванные отверстия с переменным сечением. Гидравлическая опора меняет свои характеристики – имеет невысокую жесткость в режиме холостого хода, а по мере увеличения оборотов и амплитуды колебаний становится жестче. В качестве рабочей жидкости используется полипропиленгликоль.
Внутри опоры выполнены две камеры, соединенные каналами и разделенные эластичной мембраной. При малых оборотах и невысокой амплитуде колебаний двигателя вибрации сглаживаются при помощи подвижной мембраны. По мере увеличения амплитуды начинается перекачка жидкости из верхней полости опоры в нижнюю. В результате повышается энергоемкость подушки. Существуют гидравлические опоры с электровакуумным или электронным управлением, но они встречаются на автомобилях премиального сегмента.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!
Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий
Подписаться
При установке вакуумного управления корректировка жесткости осуществляется контроллером двигателя. При изменении частоты вращения коленчатого вала и скорости автомобиля срабатывает электромагнитный клапан, расположенный в вакуумной трубке между впускным коллектором и подушкой. За счет разряжения осуществляется управление количеством жидкости в камерах. При электронном управлении вакуумная трубка отсутствует, контроллер подает сигналы на электромагнитный клапан, расположенный в канале для соединения камеры опоры с атмосферой.
Признаки поломки
К основным симптомам выхода из строя гидравлической опоры относят:
- появление ощутимой вибрации двигателя в момент пуска;
- толчок при сбросе оборотов;
- появление зазора между резиновой частью и корпусом подушки.
Возможны и другие признаки износа – хруст или стук при движении на первых передачах, которые исчезают по мере увеличения оборотов. Владельцы отмечают, что стуки могут пропадать при падении температуры окружающей среды. Нужно понимать, что посторонние шумы указывают на наличие неисправности в начальной стадии. По мере разрушения подушки звуки становятся громче и исчезают только в узком диапазоне оборотов – на кузове и руле появляется ощутимая вибрация, не связанная с движением по неровной дороге.
Причиной громких стуков зачастую является контакт элементов защиты из-за проседания опоры и силового агрегата. Иногда вместе с гидравлической опорой выходят из строя другие подвесы. Силовой агрегат с поперечной схемой компоновки оснащен подушками на двигателе и коробке, а также нижней плавающей опорой. Выход из строя каждого элемента приводит к появлению избыточных вибраций и толчков при изменении режима работы силового агрегата. Долговечность опоры зависит от множества факторов, зачастую заводские подушки не теряют работоспособность к 250-300 тыс. км.
Диагностика
Вручную проверить работу опоры, даже снятой с автомобиля, невозможно. Явным признаком износа является проседание резиновой части относительно корпуса или течь жидкости, что встречается достаточно редко. Гораздо проще провести диагностику при открытом капоте и изменении числа оборотов двигателя – сильная раскачка силового агрегата или удары центральной частью опоры о корпус недопустимы. Опытные механики могут понять неисправность опоры по взаимному положению резиновой части относительно корпуса, рядовой водитель едва ли сможет быстро определить износ подушки по внешнему виду.
Ремонт
В случае обнаружения проблем с гидравлической
опорой двигателя придется менять деталь с подбором запчасти по каталогу с учетом VIN автомобиля. Устанавливать подушки другой конструкции или от другой модели машины не следует – опора рассчитывается под конкретный двигатель и кузов, при несоответствии характеристик подушки требуемым значениям возникнет сильная вибрация. Рекомендуется приобретать оригинальные опоры или подушки, выпущенные крупными производителями. Использование дешевых аналогов экономически нецелесообразно – ресурс деталей иногда не превышает 10-15 тыс. км.
Процесс замены опоры зависит от модели автомобиля и двигателя. В любом случае – необходимо освободить доступ к болтам крепления подушки к двигателю и лонжерону, а также вывесить силовой агрегат на домкрате или гидравлической стойке. Особых сложностей замена не вызывает, хотя и требует навыков обслуживания автомобилей. В условиях сервиса установка новой опоры занимает 1-2 часа, в гараже при отсутствии навыков работы займут больше времени.
Заключение
Основными признаками неисправности гидравлической подушки двигателя являются вибрации и удары, возникающие при изменении режима работы мотора. Восстановить вышедшую из строя опору невозможно, необходима установка новой детали с подбором запасных частей по VIN автомобиля. На ряде машин при замене подушки требуется установка новых болтов, поскольку старые затягиваются с высоким моментом и при повторной установке не обеспечивают надежное соединение.