Зачем в автомобиле нужны передние и задние лонжероны

Зачем в автомобиле нужны передние и задние лонжероны

Эти элементы, присутствующие в конструкции любого автомобильного кузова, названы не по фамилии иностранца, и не в честь приморского района Одессы. Изначально этим термином (longeron) во французском языке называли несущие балки, являющиеся частью какого-либо инженерного сооружения. Впоследствии понятие расширилось. Сейчас в автомобилестроении лонжеронами обозначают расположенные в передней и задней части автомобиля продольные несущие конструкции, представляющие собой открытые или замкнутые профили постоянного или переменного сечения.

Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться
Изменения в Лада Веста 2022 Изменения в Лада Веста 2022

Общие сведения

До начала тридцатых годов XX века все автомобильные кузова были рамными. Однако уже тогда продольно расположенные передние и задние части рам было принято называть лонжеронами. Эти несущие элементы, к которым крепились детали ходовой части, выполняли сразу несколько функций:
  • воспринимали нагрузки, передаваемые от подвески на кузов;
  • гасили продольные, поперечные и крутильные колебания, возникающие в кузове при движении автомобиля;
  • являлись опорой для некоторых панелей и других несущих элементов. 
Когда в обиход вошли несущие кузова, лонжероны стали обязательной частью пространственного каркаса.
Чтобы читателям было проще понять смысл и назначение этих деталей, приведём аналогию с носилками. Представьте себе паланкин (крытые носилки) – использовавшийся в эпоху античности и Средние века, предназначенный для переноски людей. Кабина паланкина оснащена четырьмя ручками (двумя передними и двумя задними). Пассажиры садятся на сидения, носильщики хватаются за ручки, поднимают экипаж и относят к месту назначения. Так вот, эти самые ручки и есть, по сути, лонжероны.
Изучив устройство автомобильного кузова, несложно убедиться, что конструкция лонжеронов довольно сложна. Чего только не предпринимают инженеры для того, чтобы разработанные ими детали равномерно воспринимали возникающие нагрузки и колебания:
  1. Разрабатывают профили переменного сечения, дающие возможность избавиться от критических нагрузок на всём протяжении конструктивных элементов.
  2. Варьируют толщину металлических листов, используемых для изготовления лонжеронов.
  3. Создают сложно ориентированные в пространстве детали.
Все эти действия выполняются на основании предварительно выполненных расчётов.

Особенности устройства

Подобные комплектующие изготавливаются в самых различных вариантах. В зависимости от замыслов проектировщиков они могут быть:
  • цельными или составными;
  • разборными или неразборными;
  • фиксирующиеся к кузову с помощью сварных швов, резьбовых соединений или заклёпок.
Во всех случаях ответственные элементы пространственного каркаса выполняют своё назначение лишь до тех пор, пока сохраняют свою целостность.
Если речь идёт не о раме, а о несущем кузове, то к лонжеронам крепятся такие кузовные детали:
  • панели пола, мотоотсека и багажного отделения;
  • колёсные арки и их усилители;
  • опорные чашки передней или задней подвески;
  • подрамник двигателя;
  • поперечные усилители - в некоторых случаях.
Также лонжероны могут являться основой для крепления:
  • продольных, диагональных и поперечных рычагов подвески;
  • кронштейнов полуэллиптических рессор;
  • стабилизаторов продольной и поперечной устойчивости;
  • трубопроводов тормозной системы;
  • вспомогательного оборудования.
Исходя из этого, сложно переоценить важность контроля целостности сложных компонентов.

Причины поломки

Практика показывает, что лонжероны кузова получают повреждения и выходят из строя по целому ряду причин:
  1. При попадании автомобиля в дорожно-транспортное происшествие. Достаточно одного столкновения или попадания в попавшуюся на дороге яму. Если нечто подобное произошло, лучше сразу провести проверку.
  2. Из-за перегрузки транспортного средства. Это следует учесть любителям грузить свои машины до отказа, невзирая на ограничения, указанные в инструкции по эксплуатации.
  3. В результате длительного воздействия коррозии. С течением времени ржавчина разъедает даже толстый стальной лист, а потому, при обнаружении её очагов, нужно сразу проводить защитную обработку.
В некоторых случаях источником проблемы может оказаться банальная усталость металла.

Признаки неисправности и особенности ремонта

Рекомендуется внимательно следить за состоянием кузова, проводя визуальный осмотр несущих элементов при прохождении очередного технического обслуживания. Не стоит дожидаться, когда о себе заявит один из основных признаков неисправности:
  • ухудшение управляемости автомобиля;
  • некорректная работа подвески;
  • быстрый и неравномерный износ протектора шин.
Если вы не хотите, чтобы машина развалилась прямо на дороге, при обнаружении проблем следует немедленно принять меры для их устранения.
Деформированную деталь можно попытаться отремонтировать. Но лопнувшие, треснувшие или сильно проржавевшие лонжероны однозначно следует заменить на новые. Восстановительные работы следует проводить на специальном стапеле, позволяющем производить замеры между контрольными точками кузова. В противном случае вы только напрасно потратите силы и средства. Никакие «дедовские методы» тут не помогают.

Заключение

Кузов автомобиля – это сложная конструкция, состоящая из множества деталей. Лонжерон – лишь один из элементов, обеспечивающих геометрическую целостность несущего каркаса. Но элемент настолько важный, что при его разрушении эксплуатация транспортного средства становится невозможной. А потому, будьте бдительны, берегите лонжероны!
Подписка успешно добавлена
Удалить статью?