Вибрация двигателя при включении кондиционера, основные причины и способы их устранения

Вибрация двигателя при включении кондиционера, основные причины и способы их устранения

Тряска ДВС, вызванная подключением автокондиционера — встречается довольно часто на отечественных моделях и иномарках. В сервисы Fresh Auto чаще всего с такой проблемой попадают корейские Hyundai Solaris и Kia Rio, немецкий Volkswagen Polo, японский Nissan Qashqai и наша Лада Приора. 
Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться

Штатная вибрация

В большинстве такие колебания бывают незначительными, и не сказываются на эксплуатационных характеристиках машины. Возникают периодически при включенной передаче КПП или на холостых, зависят от оборотов ДВС и других моментов. Это называется штатной вибрацией — она ничем не грозит и вмешательства не требует.
Ниже примеры такой вибрации:
  • На ХХ. Причина — охладитель салона забирает часть мощности ДВС на себя, из-за чего увеличивается расход горючего. Особенно часто такая проблема дает о себе знать на холодный мотор, когда система авто еще недостаточно прогрета. Двигатель начинает испытывать сильные нагрузки, работая на низких оборотах, что и вызывает перебои и его нестабильную работу. Все проходит само по себе, как только блок управления автоматически скорректирует частоту вращения коленвала.
  • На высоких оборотах. В этом случае параллельно подключается вентилятор охлаждения. Преимущественно на бюджетных авто, балансировка проведена бывает недостаточно качественно и встречаются другие недоработки производителя, поэтому во время включения кондиционера создается вибрация. Она сразу же пропадает, стоит принудительно отключить вентилятор. Не считается проблемой, но можно ее устранить, перепрошив ЭБУ — холостые обороты повышают до 100 об/мин и более.
  • На моделях с АКПП. Здесь колебания при включении охладителя воздуха преимущественно наблюдаются на низких оборотах, когда рычаг коробки установлен на D. В этом случае стоит водителю немного выжать педаль тормоза, как сразу же ощущается вибрация. Особенно часто грешат этой проблемой автомобили Toyota Corolla. Стоит отпустить педаль тормоза, и все приходит в норму.

Вибрация из-за поломок

Это уже неисправности, требующие вмешательства автомехаников и электриков. Чаще всего из строя выходит компрессор — главное звено кондея, качающий в систему фреон. Но встречаются и другие виды поломок. 

Электромагнитная муфта

Она непосредственно принимает часть мощности от ДВС и выключает кондиционер — выполняет крайне важные функции. Поэтому ее поломка приводит к полному выходу из строя агрегата охлаждения. 
Чтобы проверить состояние муфты, ее приходится демонтировать:
  • откручивается прижимной диск — используются специальные съемники;
  • вытаскиваются шайбы, регулирующие расстояние до шкива;
  • снимается стопорное кольцо;
  • вынимается шкив с подшипником;
  • демонтируется муфта.
В сервисах Fresh Auto проверкой на первом этапе занимаются электрики. Они снимают показатели с электромагнитной катушки — прозванивают ее и замеряют сопротивление. Далее определяют причину перегорания детали — обычно это бывает связано с перегревом, что происходит из-за изношенного подшипника, заклинивая компрессора или повышения давления в контуре охлаждения. 
Если же катушка исправна, подтягиваются автомеханики. В первую очередь они обращают внимание на подшипник и прижимной диск муфты. Признак разбитого подшипника — характерный гул во время вращения. А неисправность прижимного диска выдает себя слабой фиксацией и люфтом, образовавшимся в зоне крепления. 
Быстрота ремонта муфты зависит от конкретной неисправности:
  • катушка — заменяется на новую деталь, так как перемотка вручную не сулит ничего хорошего, да и новая катушка стоит недорого, если сравнить цену со стоимостью перемотки;
  • подшипник — заменяется, если пробег автомобиля не более 70-100 тыс. км;
  • прижимной диск — наиболее простой вид ремонта, установка нового диска не подразумевает полный демонтаж электромагнитной муфты.
Во всех остальных случаях, тем более, если машина с солидным пробегом — желательно полностью заменять муфту. Это позволит на 7-8 лет забыть о проблемах с кондиционером.

Радиатор-конденсор

Радиатор — это отдельный теплообменник для охлаждения хладагента. Основная его функция — поглощать тепло, выделяемое системой. Часто подвергается поломке из-за коррозии, вызванной реагентами и погодными условиями. Наши специалисты рекомендуют хотя бы 1 раз в год проводить внешнюю очистки и мойку узла, во избежание его ремонта или замены. При поломке конденсора фреон начинает вытекать из пробитых сот. Требуется ремонт аргоновой сваркой или пайкой при помощи аппарата для напыления металлов. 

Как восстанавливают радиатор кондиционера в центрах обслуживания Fresh Auto:
  • сначала проводится диагностика с помощью спецоборудования или путем демонтажа радиатора с последующей его опрессовкой сжатым воздухом — это позволяет выявить место утечки более точно;
  • определяется способ ремонта — крупные повреждения желательно устранять аргоновой сваркой, более мелкие пайкой;
  • осматриваются магистрали, ведущие к радиатору — также восстанавливаются методом пайки;
  • радиатор снова подвергается опрессовке и проверяется герметичность сот;
  • подключают оборудование, которое нагнетает воздух компрессором и удаляет оставшиеся в сотах воду и влагу;
  • на завершающем этапе добавляют фреон и масло. 
В некоторых случаях (множественные повреждения и т. п) ремонт конденсора бывает нецелесообразным, тогда проводится замена элемента.

Терморегулирующий вентиль или клапан ТРВ

Основное назначение данного элемента — регулировать поступающее в конденсор количество фреона, понижать его давление и температуру. Является своего рода расширительным клапаном или дросселем. Соединяется с впускным патрубком. 

Как проверить масло в двигателе Как проверить масло в двигателе
Причины выхода из строя:
  • нарушена регулировка;
  • в систему попала грязь;
  • в трубки кондиционера попала вода или воздух.
Для определения точной причины поломки проводится диагностика. Сначала обращают внимание на характерные признаки неисправного ТРВ:
  • кондиционер дует теплым воздухом, как печка;
  • холодный воздух поступает порциями, а не постоянно;
  • давление в шлангах пульсирует;
  • трубки системы покрываются инеем;
  • на низких оборотах ДВС вентиль свистит;
  • охладитель самопроизвольно отключается;
  • в компрессоре присутствует вода.
Одна или несколько из этих симптомов указывают на поломку запорной иглы. Чтобы удостовериться в неисправности, клапан демонтируется и разбирается. Если в ходе осмотра выявляется заклин или повреждение иглы, то вентиль меняется целиком. Если же игла в порядке, то проводится очистка ТРВ — в частности, продувается фильтр-сеточка, установленная непосредственно перед запорной иглой. На завершающем этапе терморегулятор настраивают. Его подключают к специальному стенду, затем регулируют давление.

Осушитель

Это особый фильтр или ресивер, препятствующий попаданию в систему воды. Таким образом, он предохраняет автомобильный кондиционер от поломок, ведь влага крайне вредна, тромбирует магистрали и превращается в лед. В данном случае ресивер поглощает конденсат, очищает фреон от лишних примесей, аккумулирует жидкий хладагент для дальнейшего испарения, адсорбирует кислоты и другие соединения.
Основной рабочий компонент осушителя — цеолин, способный впитывать воду. Но со временем его свойства ухудшаются, и фильтр нужно бывает заменять. Как правило, автопроизводители рекомендуют это делать каждые 5 лет эксплуатации транспортного средства, если за это время не было разгерметизации системы. Также это нужно делать после замены любого узла кондиционера — радиатора, вентиля, муфты.
Замена фильтра — процесс несложный, но он требует квалификации. Дело в том, что при недостаточном опыте можно не заметить разгерметизации всей системы. Тогда даже новый осушитель не справится с задачей, а влага выведет из строя весь дорогостоящий агрегат. 
Вот как данную процедуру осуществляют в центрах Fresh Auto:
  • удаляют весь хладагент из системы — подключают специальную установку;
  • отключают машину от электроснабжения — отсоединяют клемму АКБ;
  • скидывают разъемы с фильтра;
  • снимают магистрали подвода и отвода — закрывают отверстия шлангов от попадания внутрь грязи;
  • откручивают крепления осушителя;
  • достают элемент и заменяют новым.
В процессе работы обязательно устанавливают новые сальники — обычно идут в комплекте с ресивером. Также проверяют герметичность системы, поскольку при нарушениях конденсат будет попадать внутрь и сократит срок службы детали. Затем все собирают по своим местам, заводят мотор и поднимают его обороты до 1500 в минуту. Подсоединяют заправочную станцию и закачивают свежий фреон. В конце подключают кондиционер, и тестируют равномерность охлаждения в салоне.

Внимание! Сильная вибрация двигателя может происходит также по другим причинам, не связанным с кондеем. Например, из-за эластичной муфты кардана или изношенной подушки ДВС.
Если при включении кондиционера двигатель вашего автомобиля сильно трясет, обратитесь в один из ближайших центров обслуживания Fresh Auto. Не оставляйте проблему на потом — многие неисправности требуют оперативного вмешательства, иначе дорогостоящий узел придет в негодность. Также вы можете записаться на технический осмотр, оставив заявку на сайте или позвонив по номеру телефона нашим менеджерам. 
Подписка успешно добавлена
Удалить статью?