Стабилизатор поперечной устойчивости

Стабилизатор поперечной устойчивости

Первые машины, которые использовали СПУ для уменьшения кренов кузова и защиты от опрокидывания, создали в двадцатых годах прошлого столетия. Такой стабилизатор – это балка в форме «П», которую делают из утолщенного прута стали либо трубы. Этот узел подвески работает по принципу торсиона. 
Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться

Что такое СПУ: конструкция, назначение

В большей части авто СПУ расположен спереди, но иногда его устанавливают и на заднюю ось. Деталь обеспечивает полужесткую связь частей подвески машины. Ее прикрепляют концами к опорам амортизаторов, а также к расположенным внизу рычагам. 
СПУ обеспечивает уменьшение поперечной раскачки кузова и улучшает маневрирование автомобиля. При езде машины по прямой дороге, работа стабилизатора не требуется. Но при совершении обгонов или поворотов торсион начинает скручиваться, автомобиль выравнивается, снижается крен и улучшается сцепление с дорожным покрытием. 

Эксплуатация автомобиля без СПУ

Стабилизатор – важная деталь, но все-таки не основная. Если его нет, машина все равно ездит с сохранением нормального уровня безопасности. При аккуратных поездках по городу на невысокой скорости отсутствие СПУ практически незаметно для водителя. 
Случается, что СПУ намеренно выключают либо демонтируют при полной работоспособности. К примеру, так часто делают водители «Нивы». Если водитель осознает, как функционирует этот узел, и понимает разницу в реакциях машины, то намеренный отказ от стабилизатора никак не навредит. СПУ отключают, чтобы улучшить независящие один от другого вертикально ходы подвески. Во включенном состоянии он ухудшает контакт с дорогой для одного из колес. 
Еще одним преимуществом, которое приобретают от выключения СПУ водители «Нивы» - уменьшаются вибрационные колебания и шумы на неровных участках дороги. 
С другой стороны, увеличиваются крены, и замедляется реакция колес на повороты руля. Однако эти недостатки серьезно не изменяют поведение машины, и не делают эксплуатацию опасной. Опытный водитель способен нивелировать изменения в поведении машины, контролируя скорость и маневры. 

Почему стабилизатор скрипит

Работоспособный стабилизатор сильно не шумит. Однако в нем могут появляться небольшие стуки и скрипы. Они вызываются шарнирами стабилизаторных опор. Поскрипывает сам стабилизатор, который проворачивается в крепежных втулках. 
Главное, что необходимо помнить – стержень стабилизаторной штанги не должен проскальзывать во втулке-сайлентблоке. Его проворот допускается только на небольшой угол.
Причины неисправности:
  • Неудачно подобраны втулки. Паз может быть чересчур большим, а внешние размеры слишком маленькими для качественного обжатия скобой. Также может наблюдаться повышенная эластичность или жесткость резины сайлентблока. Устранить проблему можно, заменив втулки на подходящие. 
Как проверить масло в двигателе Как проверить масло в двигателе
  • Износилась штанга в области монтажа втулок – уменьшилась в диаметре. Решить проблему можно, подобрав нештатные втулки с уменьшенным диаметром паза и аналогичным наружным профилем. Также можно заменить целиком штангу.
  • Отслоилась краска на стабилизаторной штанге в районе подушек. Нужно снять втулки, тщательно зачистить штанговый стержень в области крепления, и выполнить обратную сборку.
  • Установлены полиуретановые элементы в качестве замены штатным подушкам. Зачастую полиуретан настолько жесткий, что не может работать на нормальную скрутку в качестве сайлентблока. Он начинает проскальзывать. 

Технологии производства

Очевидно, что параметры СПУ фиксированы - упругость штанги, ее форма, длина ходов. Все это закладывается производителем на стадии разработки. Стабилизатор должен обеспечивать умеренную управляемость на поворотах, чтобы не создавать дискомфорта при поездках на прямой дороге. На не совсем качественных покрытиях лучше, если стабилизатор станет жестче, особенно при высокоскоростной езде. На грунтовой дороге, в идеале, СПУ желательно вообще отключить. 

Ввиду этого почти каждый производитель использует фирменные технологии с изменяемыми параметрами – на основе механического, гидравлического или электрического управления.
Конструкция улучшенного стабилизатора предусматривает электромеханическое выключение. Один из примеров – Ниссан Патрол GR. 
У этих внедорожников СПУ предусматривает 2 состояния – активное и неактивное:
  1. Одна из «косточек» СПУ простая, как у большей части автомобилей с шаровыми шарнирами. 
  2. Вторая «косточка» имеет особенную телескопическую конструкцию - внутренний блокиратор. Поперечно стержню перемещается фиксаторный штифт, который входит в отверстие. Он двигается за счет троса. 
В закрытом состоянии опора имеет высокую жесткость, объединяется с рамой и обеспечивает работу СПУ. Когда водитель на бездорожье размыкает механизм, опора освобождается и начинает перемещаться свободно. СПУ прекращает работать, что обеспечивает большую свободу подвеске. 
Для управления подвеской предусмотрена специальная клавиша в салоне. Она обеспечивает подачу электропитания на блок с мотором, который тянет и толкает трос. Вдобавок предусмотрен электронный модуль, который получает сигналы от датчика скорости. Если водитель превышает скорость в 20 км в час, СПУ автоматически активируется. Из преимуществ такого решения отмечают относительно простую конструкцию. Если немного доработать ее, то можно вручную контролировать тросовую тягу. 
Nissan Patrol
Из недостатков отмечают: 
  • склонность к постукиваниям; 
  • хрупкость редукторного элемента тросового привода; 
  • слабую защиту от влаги корпусной части, которая прикреплена к раме. 
Когда такая конструкция выходит из строя, она легко заменяется на обычный стабилизатор стандартной жесткости. 
Система «Ниссан» применяла для соединения стабилизатора с кузовной частью обычную телескопическую опору, предусматривающую возможность механической блокировки движения. После технологию развили - опору стали делать на гидравлике, схожей по принципу с маленьким амортизатором. В таком случае давление жидкости обеспечивает не только включение и отключение стабилизатора, но и позволяет управлять им в беспрерывном режиме. Можно отслеживать скорость, занос, а также угол, под которым поворачивается рулевое колесо. 
В России известным изготовителем СПУ считается фирма «КАС» из Кинешмы. Она выпускала узлы для советских авто с задним приводом. Сейчас компания поставляет оборудование для VAZ, UAZ, Haval, PSA. До санкционных мер компания являлась крупнейшим поставщиком для европейского концерна ZF/TRW. Также поставляло СПУ на все российские заводы, выполняющие сборку машин. 
Подписка успешно добавлена
Удалить статью?