Полярность автомобильного аккумулятора

Полярность автомобильного аккумулятора

Автомобилисты часто сталкиваются с таким понятием, как полярность автомобильного аккумулятора. Известно, что она бывает прямой и обратной. При выборе и использовании АКБ этот параметр играет очень важную роль. Поэтому в данной статье мы расскажем, что такое полярность аккумуляторной батареи, какая она бывает и как не перепутать её, правильно выбрать и эксплуатировать аккумулятор.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться

Что такое полярность?

Полярность АКБ – это местоположение элементов, проводящих ток, на крышке устройства. С помощью них батарея подключается к автомобильному оборудованию или ставится на зарядку специальным устройством. 
Виды полярности и как определить её?
Полярность аккумулятора бывает прямой и обратной. 
  1. Первый вариант присущ большинству старых моделей советских автомобилей. Но и сегодня она может встречаться на современных российских или азиатских машинах. При взгляде на батарею для легкового авто со стороны контактов, при такой полярности плюсовая клемма будет располагаться по левую руку, а минусовая – по правую. 
  2. Обратная полярность присуща большинству моделей автомобилей зарубежных брендов. При ней плюсовая клемма находится справа, а минусовая – слева.
Примечательно, что у аккумуляторов для тягачей, моторных лодок и спецтехники полярность универсальная. Контакты здесь расположены продольно или на противоположных углах корпуса АКБ. Если провод не дотягивается до нужной клеммы, аккумулятор можно без проблем развернуть на 180 градусов.
Если вживую посмотреть на батарею невозможно, например, при заказе её в интернет-магазине, то есть и иные способы определения этого показателя. Аккумуляторы с обратной полярностью могут обозначаться, как «о.п.» или R, а также 0. АКБ с прямой полярностью - «п.п» либо 1 и L. Также может говориться про российскую или азиатскую либо европейскую полярность. 

Как проверить масло в двигателе Как проверить масло в двигателе
Интересно, что на контактах могут присутствовать не только символы «+» или «-», но и POS(P) – для плюсовых и NEG(N) – для минусовых. Данное обозначение встречается сравнительно редко, но присутствует на некоторых моделях устройств определённых производителей. 

Внимание! При выборе АКБ следует быть предельно внимательными и тщательно проверять полярность. Важно помнить, что она иногда обозначается с ошибкой, или продавец может ошибаться при предоставлении данной информации. Поэтому необходимо осмотреть покупаемое устройство и отказаться от покупки, если оно не подходит по данному критерию для вашего автомобиля. Стоит отметить, что определить плюсовую и минусовую клемму часто можно по их виду. Вывод «+» обычно бывает утолщённым.
Примечательно, что во всех случаях проблемы с батареей или машиной, вызванные путаницей с полярностью, не признаются гарантийными. Нередко доказать свою правоту не удаётся даже через суд. А при незначительных потерях судиться с продавцом и вовсе не выгодно. Поэтому рассчитывать на материальную компенсацию не стоит.

Можно ли использовать батарею с иной полярностью?

Подключить к автомобилю аккумулятор с иной полярностью, чем предусмотрено заводом-изготовителем, возможно. Но при этом должна соблюдаться правильность подключения контактов + и -. Для этого необходимо нарастить минусовой провод до нужной длины. Увеличивать плюсовой нельзя ни в каких случаях! Это крайне опасно!

Несмотря на то, что данный способ возможен, квалифицированные автоэлектрики и опытные водители рекомендуют пользоваться им в исключительных случаях и непродолжительное время до покупки АКБ с нужной полярностью. Ведь в современных авто много сложной электроники, которая может выйти из строя, даже при соблюдении всех мер предосторожности. Исключение – лишь старые модели отечественных машин и простые недорогие иномарки, в которых нет передового электрооборудования. Но и в них сегодня подключать неподходящую батарею обычно не имеет смысла. Сейчас легко можно найти в продаже аккумулятор с требуемой полярностью. Устройства обоих типов встречаются во всех ценовых категориях и продаются повсеместно в немалом ассортименте. Поэтому проблем с поиском быть не должно. 

К слову, при покупке батареи также важно обращать внимание на ёмкость, размеры и силу пускового тока, а также некоторые иные параметры. Они должны соответствовать рекомендованным автопроизводителем критериям или находиться в допустимых пределах.

Важность правильной полярности аккумуляторной батареи

Выбирать аккумуляторную батарею с необходимой полярностью или правильно подключать её, очень важно. Ведь всё электрическое оборудование любого автомобиля работает именно от неё. Поэтому цена ошибки может быть очень высокой. Кроме того, в любой машине есть определённое место для установки батареи. Размещение её в неподходящем месте или с нарушениями правил установки также может быть сложным или опасным. Да и удлинение минусового провода иногда может обернуться неприятностями.

Опасность неправильного подключения АКБ для автомобиля и самой батареи

Перепутать плюсовую и минусовую клемму при подключении аккумулятора к электрической цепи транспортного средства или зарядному устройству довольно сложно. Но опытные автоэлектрики знают немало печальных случаев такой оплошности. Почему и как это происходит – вопрос сложный. Но последствия такой оплошности бывают серьёзными. При этом могут возникнуть несколько проблем с автомобилем и самой батареей.

Короткое замыкание в электроцепи авто

При этом сразу можно услышать щелчки и заметить искры, а затем – почувствовать плавление проводки. Это может привести к таким последствиям:
  • Перегорание предохранителей. Мелкая неприятность, которая решается заменой испорченных плавких элементов.

  • Бортовой компьютер. Его выход из строя негативно скажется на эксплуатационных характеристиках автомашины. Стоимость и сложность замены устройства зависят от модели и марки транспортного средства. Но обычно – это ещё не самая дорогостоящая неприятность.
  • Электронный блок управления. Его замена – нередко дорогое удовольствие, особенно для современных и недешёвых иномарок.
  • Сигнализация. Если она перестанет работать, пользоваться машиной, скорее всего, будет возможно. Но парковка её в определённых глухих и тёмных местах станет вдвойне опасной, так как увеличится риск угона. А цена замены противоугонной системы зависит от её сложности и бренда, а также особенностей самого автомобиля. Зачастую – это очень дорого, если приобретается современная и многофункциональная сигнализация для новой и навороченной иномарки.

  • Диодный мост генератора. Стоимость его замены зависит от модели автотранспорта. На некоторых машинах заменить его невозможно или проблематично по ряду причин. В таком случае приходится покупать новый генератор. А это – зачастую недёшево.
  • Проводка. Возгорание или оплавление проводов может вывести из строя весь автомобиль или повредить лишь отдельное электрооборудование. Стоимость замены проводки зависит от масштабов повреждений, а также марки и модели автомобиля.

Кроме того, при коротком замыкании может сломаться другое основное или дополнительное электрооборудование транспортного средства. Масштабы ущерба бывают различны. Тем серьёзнее и дороже они, чем сложнее и современнее сам автомобиль.

Зачастую при этом страдает и сама батарея. У неё могут осыпаться плюсовые пластины, что приведёт к снижению мощности АКБ. Запустить с её помощью автомобильный двигатель станет сложнее или вовсе невозможно. Восстановить пластины нельзя. Придётся покупать новый аккумулятор. Осыпание характерно преимущественно для подержанных батарей, но иногда, таким образом, выходят из строя и совершенно новые источники питания.

Пожар

Возгорание под капотом автомобиля всегда приводит к опасным и серьёзным последствиям. Степень ущерба зависит от силы и продолжительности пожара. Но практически всегда это приводит к необходимости сложного и дорогостоящего ремонта машины. А иногда восстановление авто оказывается и вовсе нецелесообразным. Известны случаи, когда из-за неправильно подключённой АКБ, машина полностью сгорала всего за несколько минут.

Привести к опасным последствиям может не только неправильное подключение батареи при её установке в машину, но и прикуривание с нарушением правил. При этом могут возникнуть те же проблемы, что и при ошибках в подключении устройства к электроцепи.
Нарушение полярности возможно и при зарядке аккумулятора зарядным устройством. При этом могут перегореть предохранители з\у, или оно само выйдет из строя. Также не исключён износ пластин АКБ. А в некоторых случаях – возникает вероятность пожара. 
Чтобы не случилось беды, нужно быть предельно внимательными при покупке и установке аккумулятора, а также при его прикуривании и зарядке.

Что делать, если нарушили полярность?

Если так случилось, что полярность оказалась нарушенной при подключении АКБ к машине или зарядному устройству, нужно быстро скинуть клеммы аккумулятора. Ведь для возникновения указанных выше неисправностей порой достаточно всего пары минут такой работы устройства. Но иногда скорое отключение позволяет обойтись без значительного ущерба.
Если быстро отключить батарею не удалось, следует проверить исправность электрооборудования автомобиля и самого аккумулятора. Сделать это можно самостоятельно с помощью мультиметра и визуального осмотра — но правильнее это делать в автосервисе. Обращение к специалистам обязательно при подозрении на серьёзные поломки авто или в случае возгорания под капотом, даже незначительного и мгновенно потушенного.

Подписка успешно добавлена
Удалить статью?