Нужно ли прогревать двигатель

Нужно ли прогревать двигатель

Греть или не греть? Вот в чём вопрос? С почти шекспировской дилеммой регулярно сталкиваются миллионы автомобилистов по всему миру. В поисках чёткого и ясного ответа многие обращаются к разным источникам информации, и, в итоге, убеждаются в том, что единого мнения на этот счёт не существует. Почему? Попробуем разобраться.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться
Лет пятьдесят назад ни у кого не было никаких сомнений: однозначно греть! Но сейчас, с появлением новых материалов и технологий, ситуация вроде бы изменилась. В инструкциях по эксплуатации, прилагаемых к автомобилям, нередко рекомендуется прогревать мотор в движении. При этом указывается, что прогрев ДВС на месте:
  1. Негативно влияет на экологию. Это связано с тем, что в цилиндры холодного двигателя, для обеспечения его стабильной работы на холостых оборотах, подаётся обогащённая смесь, повышающая токсичность выхлопных газов.
  2. Становится причиной увеличения расхода топлива. Иногда, для пущей убедительности, приводятся подтверждающие расчёты.
  3. Не оптимален для изготовленных из инновационных материалов современных моторов, для которых предпочтительнее режим прогрева в движении. 
Вроде бы всё понятно, и следует придерживаться полезных рекомендаций. Однако, не всё так очевидно.

Экология

Защита окружающей среды – это замечательно. Но лишь когда в её основе лежат верные, а не ошибочные предположения. В действительности, непрогретый двигатель, при движении постоянно работающий на переходных режимах, выбрасывает в атмосферу на порядок больше вредных веществ, чем мотор, прогреваемый на стоянке. Да, силовой агрегат двигающегося автомобиля, как правило, прогревается быстрее, если температура окружающего воздуха составляет 0 °C и выше. Но на морозе, когда при движении мотоотсек постоянно заполняется холодным воздухом, время прогрева может увеличиться.

Расход горючего

Экономия топлива – важный фактор. Но неопровержимых доказательств того, что при прогреве ДВС на холостом ходу возрастает эксплуатационный расход бензина или солярки, нет. Уровень потребления горючего зависит от множества разных факторов:
  • Конструкция двигателя.
  • Устройство трансмиссии.
  • Тип установленных на машину шин.
  • Качество дорожного покрытия.
  • Загруженность автомагистралей.
Если при отказе от прогрева мотора на холостых оборотах наблюдается существенная экономия топлива, значит — велика вероятность, что автомобиль неисправен.

Новые материалы и технологии

Спору нет, многие эксплуатационные требования, предъявляемые к ДВС, изменились в связи с переходом на новые технологии и материалы. Вот только не совсем так, как это иногда пытаются представить. Например, уровень теплового расширения алюминия и его сплавов в два раза больше, чем у чугуна. Это, означает, что многие зазоры между сопрягаемыми деталями моторов с алюминиевыми блоками цилиндров больше, чем зазоры на движках с чугунными блоками.
По мере прогрева зазоры уменьшаются. Но для этого требуется время. А чем больше зазоры, тем сильнее износ компонентов ДВС (поршневых колец, стенок цилиндров, шеек коленчатых и распределительных валов, вкладышей и т. д.). И чем ниже температура окружающей среды, тем ощутимее повреждения.
Ну и, наконец, моторные масла. В продаже встречаются смазочные материалы, сохраняющие вязкость и текучесть при низких температурах. Однако характеристики масел вязкостью, скажем, SAE 5W-40, выпущенных разными производителями, могут существенно отличаться.
Для Европы, где зимой температура редко опускается ниже – 10 °C, это не имеет решающего значения. Но для России, где зимой и – 25 °C не редкость, это серьёзная проблема. Застывшее на морозе масло не поступает к сопрягаемым деталям, и, как следствие, возникает масляное голодание. Когда мотор работает на холостом ходу, а серьёзные нагрузки отсутствуют, это не критично. Но стоит начать движение, и нагрузки возрастут, и тогда масляное голодание может стать причиной не только повышенного износа, но и серьёзных поломок.

Заключение

Разумеется, многое зависит от конструкции ДВС. Из-за особенностей устройства дизельных моторов большого объёма, прогреть такие силовые агрегаты до рабочей температуры на холостом ходу иногда просто не удаётся. Тем не менее, если на улице мороз, не стоит сразу после запуска двигателя начинать движение. Лучше дать машине поработать хотя бы 5 – 10 минут. Помните, что Россия не Европа. Много топлива вы не сожжёте, зато ресурс движка продлите.
Подписка успешно добавлена
Удалить статью?