Почему туго крутится руль в автомобиле с гидроусилителем

Основные составляющие
- Насоса, приводимого в действие приводным ремнём, передающим крутящий момент от шкива, установленного на коленчатом валу.
- Усилителя, объединённого в единый узел с рулевым редуктором или установленным отдельно. В последнем случае усилие передаётся на одну из рулевых тяг.
- Регулятора с клапанами.
- Напорного бачка, в который заливается специальная жидкость.
- Шлангов и трубопроводов, соединяющих перечисленные устройства.

Как это устроено
- Когда рулевое колесо находится в состоянии покоя, а колёса установлены прямо, жидкость просто перекачивается вхолостую, из бачка к регулятору и обратно.
- Стоит водителю начать поворачивать руль, как расположенный внутри регулятора торсион начинает скручиваться, поворачивая закреплённый на валу золотник, открывающий жидкости доступ к одним каналам ГУР, и перекрывая доступ к другим. В результате жидкость поступает в одну из камер, расположенных по обеим сторонам поршня, закреплённого на зубчатой рейке. Создаётся усилие, облегчающее поворот руля в ту или иную сторону.
- Если руль повёрнут под углом, но его вращение остановлено, торсион распрямляется, и жидкость снова перекачивается вхолостую. Увеличения усилия не происходит.
- При выворачивании руля до упора в одно из крайних положений, если водитель не прекращает прилагать усилий, жидкость продолжает давить на поршень, которому уже некуда перемещаться. Возникает характерный шум, пропадающий, стоит только ослабить усилие на рулевое колесо. Продолжительная работа в таком режиме приводит к возникновению неисправностей ГУР.

Неисправности в системе гидроусилителя руля
- Слабым натяжением приводного ремня. Это можно легко обнаружить, проведя простейшую проверку. При нажатии большим пальцем на длинную ветвь, ремень должен продавливаться не более чем на 0,5 см. Если это условие соблюдено, следует отрегулировать натяжение вручную (при условии, что такая возможность предусмотрена конструкцией привода), либо заменить автоматический натяжитель.

- Снижением уровня жидкости в напорном бачке. Прежде, чем приступать к доливу, рекомендуется убедиться в отсутствии мест утечки жидкости. При обнаружении таковых - неисправность придётся устранить.

- Попаданием на рабочую поверхность ремня смазки или охлаждающей жидкости. В этом случае ремённый привод начинает проскальзывать, а насос работает не в полную силу. Ремень придётся заменить, предварительно очистив от загрязнений и обезжирив приводные шкивы.
- Засорением фильтра системы ГУР. В конструкции некоторых моделях автомобилей присутствует фильтрующий элемент, очищающий жидкость усилителя от грязи. Чаще всего он расположен в напорном бачке.

- Завоздушиванием (попаданием воздуха в систему). Обнаружить это можно, открыв крышку напорного бачка. Если жидкость вспенилась, значит, в ней присутствует воздух, для удаления которого придётся прокачать гидроусилитель, несколько раз повернув руль из одного крайнего положения в другое. Правда, при нарушении герметичности всей системы - это не поможет. Предварительно придётся произвести ремонт.
- Потерей жидкости своих эксплуатационных свойств. Несмотря на то, что большинство производителей не указывают интервалы обслуживания, специалисты по эксплуатации и ремонту автотранспорта рекомендуют периодически менять жидкость в гидроусилителе.
- Выходом из строя насоса ГУР. Поскольку этот узел можно отремонтировать только в заводских условиях, его следует заменить на исправный.

- Неисправностью самого усилителя. Как и в случае с насосом, ремонт в условиях СТО невозможен. Потребуется замена узла вместе с рулевой рейкой.
Всё это неисправности, связанные с работой системы гидроусилителя руля. Но встречаются и иные, более прозаичные причины.
Неисправности элементов рулевого привода
Если вы провели необходимые проверки, но не достигли желаемого результата, ищите источник проблем в других местах.
Тугое вращение руля может быть вызвано:
- Разрушением подшипников на опорных стойках подвески системы МакФерсон. Тут вариант лишь один – замена. Причём, критически важно правильно установить новые подшипники.

- Закисанием или закусыванием шарниров рулевых тяг. Здесь тоже восстановить ничего не получится, и придётся покупать новые детали, а после их установки регулировать развал и схождение колёс.
- Износом шкворней или шкворневых втулок. Это в том случае, если усилитель руля установлен на машине со шкворневой подвеской. Восстановление работоспособности такого узла – удовольствие ниже среднего. Старые шкворни, как правило, упорно не хотят вышибаться, а новые встают на свои места только после обработки втулок хоном нужного диаметра.
- Износом подшипников рулевой колонки. Для замены этих комплектующих рулевую колонку, как правило, приходится демонтировать и разбирать. Уровень сложности работ зависит от конкретной модели автомобиля.

- Выходом из строя крестовин рулевой колонки, а точнее - присутствующих в их составе игольчатых подшипников. Такие детали, в большинстве случаев, меняются на месте.
В любом случае, приступать к ремонту следует только после проведения диагностики. Иначе вы лишь впустую потратите время.
Прочие факторы
Незначительное увеличение усилия на рулевом колесе автомобиля, оборудованного ГУР, можно почувствовать и в том случае, когда:
- На машину установлены шины, ширина которых больше, чем предусмотрено техническим регламентом.
- Неправильно отрегулирован сход-развал. Правда, для того чтобы усилие существенно возросло, отклонение от рекомендованных величин должно быть значительным.

- Шины приспущены. Если прокола нет, то чтобы устранить неисправность - достаточно поднять давление до нормы.
Всё это не мелочи, а весьма существенные факторы, оказывающие влияние на работу узлов и агрегатов автомобиля.
Заключение
Увеличение усилия на рулевом колесе машины, оборудованной системой ГУР – тревожный симптом, обнаружив который следует немедленно прекратить эксплуатацию транспортного средства до момента обнаружения и устранения поломки. Этого требуют соображения безопасности. Помните, что ваша жизнь и жизни окружающих вас людей стоят дороже, чем время и средства, потраченные на ремонт.