Сколько проработает двигатель без масла

Сколько проработает двигатель без масла

Известно, что ещё в четвёртом тысячелетии до нашей эры древние египтяне использовали смазочные материалы натурального происхождения (растительные и животные жиры), для того чтобы снизить трение, возникающее при вращении колёс боевых колесниц на осях. Тем не менее до начала промышленной революции XIX века развитие смазок шло крайне медленно. Только с появлением высоконагруженных механизмов, изготавливаемых из металлов, появилась необходимость в качественных технических маслах и смазочных материалах высокой консистенции. 
Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться

Прогресс в разработке масел

Удовлетворить существующий спрос смогли предприятия нефтеперерабатывающей промышленности. Некоторые вещества, получаемые при разделении нефти на фракции, оказались способны образовывать устойчивую плёнку, уменьшающую силу трения между сопрягаемыми поверхностями. Эта особенность позволяла:
  1. Увеличить коэффициент полезного действия механизмов.
  2. Снизить износ деталей, увеличив их ресурс.
С этого момента разработка всё более совершенных смазочных материалов не прекращается. Стремясь улучшить характеристики выпускаемой продукции, учёные проводят исследования и эксперименты, совершенствуя технологии производства и добавляя в состав масел специальные присадки. 
В результате этого:
  • продлили срок службы смазок, увеличив интервалы их замены;
  • добились образования прочных и устойчивых к разным воздействиям защитных плёнок;
  • уменьшили трение, повысив эффективность работы механизмов;
  • изменили некоторые специфические свойства моторных и трансмиссионных масел.
Всё это способствовало совершенствованию двигателей внутреннего сгорания. Моторы стали мощнее, надёжнее, экономичнее, легче и компактнее. Однако, как и их «предки», появившиеся в конце XIX века, они не могут нормально функционировать без моторного масла.

Последствия работы ДВС без масла

В конструкции автомобильных ДВС, в обязательном порядке, присутствует система смазки. Если в её работе возникают сбои, то жить мотору остаётся недолго. Из-за эффекта масляного голодания разрушаются:
  • шатунные и коренные вкладыши;
  • шейки коленчатого и распределительных валов;
  • поршневые кольца;
  • стенки цилиндров;
  • зубчатые пары;
  • гидрокомпенсаторы.
И ещё множество мелких и крупных деталей, обеспечивающих бесперебойную работу силового агрегата.
Исходя из всего вышесказанного, нет ничего удивительного в том, что некоторых автолюбителей интересует ответ на простой вопрос: сколько времени проработает двигатель без масла. Но проблема в том, что на этот вопрос нет однозначного ответа. То, как будет развиваться ситуация, зависит от множества факторов. Для того чтобы сделать обоснованные выводы, необходимо знать:
  • заливалось ли масло в мотор в принципе;
  • если заливалось, то какое;
  • степень нагруженности силового агрегата;
  • особенности устройства ДВС.
О каждом из этих моментов имеет смысл поговорить подробнее.

Масло никогда не заливалось в двигатель

На начальном этапе эксплуатации мотор проходит обкатку. Первые 3 – 5 тыс. км производители рекомендуют ездить на средних оборотах, не создавая значительных нагрузок. В таком щадящем режиме сопрягаемые детали постепенно притираются, а зазоры между ними достигают расчётных величин. Частицы металла, образующиеся в процессе притирки, попадают в картер, откуда должны быть удалены при замене масла.
А теперь представим, что двигатель запускается без смазки - что называется «на сухую». При таких условиях высокое трение становится причиной увеличения нагрузок на сопрягаемые поверхности. Как следствие, материалы, из которых изготовлены детали, начинают стремительно разрушаться. Твёрдые частицы, образующиеся в процессе разрушения, только ускоряют процесс. В результате, только самым надёжным и прочным моторам удаётся проработать более 1 – 2 минут.

Зависимость от качества масла

Смазочные материалы сильно различаются по своему химическому составу и физическим свойствам. Да, 80% их состава составляет так называемая база, получаемая при переработке нефтепродуктов. Но остальные 20% - это присадки, которые и играют ключевую роль в формировании характеристик готовой продукции. Именно они формируют длинные и устойчивые к различным воздействиям цепочки молекул, благодаря которым на поверхности деталей образуется и удерживается прочная, обладающая высокими антифрикционными свойствами плёнка.
Если масло будет полностью слито, а картер опустеет, то двигатели, в которых использовались моторные масла различного качества, поведут себя по-разному:
  1. Плёнка, созданная низкосортными смазочными материалами, быстро разрушится. Лишённые защиты детали не выдержат рабочих нагрузок более 3 – 4 минут.
  2. Предохраняющий слой, образованный маслом хорошего качества, продержится дольше, замедлив разрушительные процессы. Но, в конце концов, не выдержит и он - в лучшем случае продлив время работы ДВС до 10 – 12 минут. 
Это усреднённые показатели, не зависящие от конструктивных особенностей силового агрегата.

Степень нагруженности ДВС

Важная характеристика, во многом влияющая на ресурс двигателя, зависит от множества факторов:
  • степени сжатия;
  • частоты оборотов вращения коленчатого вала;
  • соотношения диаметра и хода поршней;
  • количества тактов;
  • рабочей температуры;
  • числа и расположения цилиндров;
  • отсутствия или наличия системы турбонаддува.
Если оценивать грубо, то чем больше мощность, полученная с определённой единицы объёма - тем выше нагруженность мотора.
Высоконагруженные ДВС требуют использования моторных масел с хорошими эксплуатационными характеристиками. Как следствие, при отсутствии смазки они сдадутся раньше, продержавшись не более 2 – 3 минут, в то время как движки, для конструкции которых характерна умеренная или низкая нагрузка, способны проработать в 2 – 3 раза дольше. 

Особенности устройства

Использующие одни и те же принципы работы, двигатели внутреннего сгорания могут существенно отличаться по своему устройству. Это значит, что лишённые смазочных материалов, они поведут себя по-разному:
  • Моторы, в конструкции которых использованы гидрокомпенсаторы, вообще не заведутся, поскольку клапаны не будут открываться и закрываться.
  • Силовые агрегаты, оборудованные системами турбонаддува, практически сразу потеряют мощность. Без смазки подшипники турбин начнут разрушаться уже через 1 – 2 минуты. Единственное утешение, что в случае выхода нагнетателя из строя, снизится нагрузка на коленчатый вал и компоненты шатунно-поршневой группы. Но не факт, что это убережёт детали от повреждений. 
  • В оппозитных ДВС особенно чувствительными к отсутствию смазочных материалов, окажутся поршневые кольца. Они быстро, в течение 1 – 2 минут, разрушатся, что приведёт к потере компрессии и остановке мотора. 
  • Гидронатяжители цепи ГРМ (если таковые имеются) перестанут выполнять своё назначение. Это станет причиной нарушения фаз газораспределения.

Словом, вариантов много, и последствия для моторов практически всегда фатальны.

Заключение

Испытания показали, что лишь некоторые модели двигателей внутреннего сгорания способны проработать без масла более 15 минут. Но и в этом случае детали получают серьёзные повреждения и становятся непригодны для дальнейшей эксплуатации. Помня об этом, внимательно следите за уровнем масла. Обнаружив, что система смазки не герметична, немедленно прекращайте эксплуатацию автомобиля, глушите мотор и вызывайте эвакуатор. Это обойдётся дешевле, чем капитальный ремонт силового агрегата.

Подписка успешно добавлена
Удалить статью?