В автомобильном
ДВС случаются различные поломки – заклин является одной из опасных неисправностей, которая приводит к остановке мотора и невозможности провернуть коленвал (стук). Разберем причины, способствующие неполадке этого типа.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!
Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий
Подписаться
Что такое заклин ДВС
Этим словом мотористы часто пугают нервных автомобилистов – в принципе, имеют право. Это действительно серьезная проблема, которая ведет к капремонту силового агрегата или покупке контрактного ДВС.
Как правило, заклин или стук возникает из-за недостатка рабочей смазки (автола). Коленвал и подшипники начинают работать всухую – последние часто от этого срываются с места и проворачиваются, образуя стопор. Однако мгновенную остановку вращения коленвала гарантировать невозможно – прокручиваясь на последних оборотах, он повреждает шейки и задирает постели шатунных подшипников или опор. Ну и самое страшное – когда обломок шатуна вываливается наружу, пробивая
блок цилиндров.
Признаки заклина
Характерные признаки стука:
- движок перестает вращаться – самопроизвольно останавливается либо его мощность резко снижается;
- невозможно тронуться с места – стартер не прокручивает коленвал;
- появляется сильный визг, лязг, скрип.
Как удостовериться, что ДВС заклинил:
- попытаться прокрутить вал за болт шкива – для этого нужно использовать ключ, который накидывается на фиксатор (подходит для автомобилей, где предусмотрен свободный доступ к шкиву);
- попробовать провернуть колесо – передняя ось вывешивается (машина ставится на домкрат), ставится 4-5 передача, поднятое колесо проворачивается.
Если ни колесо, но шкив не крутятся – вал заклинил. Вызывайте эвакуатор и везите машину в СТО. Возможно вам повезет, и обойдетесь ремонтом силового агрегата. Но зачастую стук приводит к более серьезным последствиям, и мотор целесообразнее заменить целиком.
Основные причины заклина
Ниже перечисляем самые распространенные причины стука ДВС:
- Механические причины. Сюда относятся: обрыв ремня ГРМ, попадание посторонних предметов на головку поршня или впускной коллектор (оторванная гайка или шайба), повреждение успокоителя цепной передачи газораспределения, поломка поршневого пальца, разбалтывание гаек коренных крышек коленвала.
- Перегрев. Возникает из-за множества факторов – засоренный или забитый радиатор охлаждения, неисправный термостат, ошибка ДТОЖ, поломка вентилятора, низкий уровень антифриза, обрыв ремня помпы и т. д. При этом различают степени перегрева: слабый, заметный и сильный. К заклину приводит сильный перегрев – как говорят мотористы, движок показывает «кулак дружбы».
Также довольно часто «стучат» неправильно собранные ДВС после капремонта. Горе мастера ставят дешевые запчасти (вкладыши), не соизволив тщательно проверить их качество. В результате любая большая удельная нагрузка приводит к заклину современного мотора, особенно турбированного. Вкладыши проворачиваются и наматываются на шейки коленвала.
Профилактика
Чтобы снизить риски заклина ДВС, надо своевременно обслуживать автомобиль. Это касается периодических техосмотров и постоянного контроля работоспособности важных и дополнительных узлов – что правильнее всего делать в автосервисе, где есть все нужное диагностическое оборудование.
На какие именно состояния работы двигателя надо обращать внимание в первую очередь:
- недостаточный уровень антифриза в бачке расширителя – на многих бачках имеется риска, ниже которой жидкость быть не должна;
- низкий уровень масла – проверяется щупом по отметке;
- не срабатывает ДДМ – индикатор давления масла (присутствует не во всем автомобилях);
- падение тяги ДВС – особенно заметно на подъемах;
- странные звуки в работе автомобиля – стуки, звоны, лязги.
Любой из перечисленных признаков требует обязательного посещения СТО. Таким образом, вы предупредите большинство причин, которые приводят к заклину. При этом желательно заказать эвакуатор, чтобы избежать неприятных последствий.
Что делать, если двигатель уже заклинил
Обязательно заглушить двигатель, если он сам не остановился – это позволит избежать более серьезных разрушений, включающих пролом блока цилиндров. Затем надо вызывать эвакуатор и везти машину в автосервис. Моторист осмотрит двигатель и вынесет решение – можно ремонтировать или целесообразнее заменить.
Итак, двигатель автомобиля может заклинить из-за масляного голодания, перегрева, попадания внутрь посторонних предметов, смешивания рабочей жидкости с антифризом или топливом, неисправности маслонасоса и засорения каналов. Также возможны другие причины, но перечисленные выше – самые характерные.