Почему может заклинить двигатель и что делать

Почему может заклинить двигатель и что делать

В автомобильном ДВС случаются различные поломки – заклин является одной из опасных неисправностей, которая приводит к остановке мотора и невозможности провернуть коленвал (стук). Разберем причины, способствующие неполадке этого типа.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться

Что такое заклин ДВС

Этим словом мотористы часто пугают нервных автомобилистов – в принципе, имеют право. Это действительно серьезная проблема, которая ведет к капремонту силового агрегата или покупке контрактного ДВС.
Как правило, заклин или стук возникает из-за недостатка рабочей смазки (автола). Коленвал и подшипники начинают работать всухую – последние часто от этого срываются с места и проворачиваются, образуя стопор. Однако мгновенную остановку вращения коленвала гарантировать невозможно – прокручиваясь на последних оборотах, он повреждает шейки и задирает постели шатунных подшипников или опор. Ну и самое страшное – когда обломок шатуна вываливается наружу, пробивая блок цилиндров.

Признаки заклина

Характерные признаки стука:
  • движок перестает вращаться – самопроизвольно останавливается либо его мощность резко снижается;
  • невозможно тронуться с места – стартер не прокручивает коленвал;
  • появляется сильный визг, лязг, скрип.
Как удостовериться, что ДВС заклинил:
  • попытаться прокрутить вал за болт шкива – для этого нужно использовать ключ, который накидывается на фиксатор (подходит для автомобилей, где предусмотрен свободный доступ к шкиву); 
  • попробовать провернуть колесо – передняя ось вывешивается (машина ставится на домкрат), ставится 4-5 передача, поднятое колесо проворачивается.

Если ни колесо, но шкив не крутятся – вал заклинил. Вызывайте эвакуатор и везите машину в СТО. Возможно вам повезет, и обойдетесь ремонтом силового агрегата. Но зачастую стук приводит к более серьезным последствиям, и мотор целесообразнее заменить целиком. 

Основные причины заклина

Ниже перечисляем самые распространенные причины стука ДВС:

  • Механические причины. Сюда относятся: обрыв ремня ГРМ, попадание посторонних предметов на головку поршня или впускной коллектор (оторванная гайка или шайба), повреждение успокоителя цепной передачи газораспределения, поломка поршневого пальца, разбалтывание гаек коренных крышек коленвала.
  • Перегрев. Возникает из-за множества факторов – засоренный или забитый радиатор охлаждения, неисправный термостат, ошибка ДТОЖ, поломка вентилятора, низкий уровень антифриза, обрыв ремня помпы и т. д. При этом различают степени перегрева: слабый, заметный и сильный. К заклину приводит сильный перегрев – как говорят мотористы, движок показывает «кулак дружбы».
  • Недостаток масла. Из-за этого насос гонит воздушную пену, масляная пленка пропадает, детали трутся между собой всухую. Все это сильно нагружает подшипники и другие компоненты ДВС. Последствия – перегрев, заклин, проворот вкладышей. Основной признак такой ситуации – громкий стук. При этом мотор останавливается не сразу.
  • Попадание масла в топливо. Характерно для дизельных моторов, оснащенных DPF. Как правило, это случается во время принудительной регенерации сажевого фильтра – когда происходит дожигание сажи. Система впрыска автоматически подает дополнительные дозы горючего в ДВС. Если топлива поступает больше нормы, то несгоревший остаток стекает по стенкам цилиндров и попадает в смазку. Все это предусмотрено инженерами, и при нормальной работе агрегата горючее испаряется под действием высоких температур, уходя через вентиляцию картера. Однако если автомобиль заглох в процессе регенерации или мало проехал километров – топливо накапливается в масле, а со временем приводит к повышению уровня автола. Результатом становится повреждение компонентов двигателя и его заклин. 
  • Попадание антифриза в масло. Тут смазка теряет свои полезные свойства, что приводит к разрушению внутренних деталей ДВС. Как правило, хладагент проникает в систему через нарушенную прокладку ГБЦ. Однако не исключено повреждение блока – наличие трещин и другие деформации.
  • Неправильная смазка. Все мы не раз слышали, что масло нужно подбирать к двигателю грамотно. Однако мало кто так делает. В основном стараются сэкономить, покупая жидкость из бочек или что-то еще. А зря. Новые моторы, разработанные по передовым технологиям, легко заклинивают от такой вот жижи.
  • Закоксовка маслоканалов. Еще одна распространенная причина стука ДВС. Как правило, следствие несвоевременной замены рабочей жидкости двигателя. 
  • Неисправность масляного насоса. Как известно, насос создает давление для рабочей жидкости. Если он бывает изношен, то процесс смазки деталей нарушается. Тепло не отводится, вкладыши проворачиваются и вал клинит.
  • Засорение маслофильтра. Из-за этого грязное, отработанное масло проникает в магистрали, подшипники. В местах тонких зазоров образуется затор, происходит сухое трение и заклин. 
Также довольно часто «стучат» неправильно собранные ДВС после капремонта. Горе мастера ставят дешевые запчасти (вкладыши), не соизволив тщательно проверить их качество. В результате любая большая удельная нагрузка приводит к заклину современного мотора, особенно турбированного. Вкладыши проворачиваются и наматываются на шейки коленвала.

Профилактика

Чтобы снизить риски заклина ДВС, надо своевременно обслуживать автомобиль. Это касается периодических техосмотров и постоянного контроля работоспособности важных и дополнительных узлов – что правильнее всего делать в автосервисе, где есть все нужное диагностическое оборудование.
На какие именно состояния работы двигателя надо обращать внимание в первую очередь:
  • недостаточный уровень антифриза в бачке расширителя – на многих бачках имеется риска, ниже которой жидкость быть не должна;
  • низкий уровень масла – проверяется щупом по отметке;
  • не срабатывает ДДМ – индикатор давления масла (присутствует не во всем автомобилях);
  • падение тяги ДВС – особенно заметно на подъемах;
  • странные звуки в работе автомобиля – стуки, звоны, лязги.
Любой из перечисленных признаков требует обязательного посещения СТО. Таким образом, вы предупредите большинство причин, которые приводят к заклину. При этом желательно заказать эвакуатор, чтобы избежать неприятных последствий.

Что делать, если двигатель уже заклинил

Обязательно заглушить двигатель, если он сам не остановился – это позволит избежать более серьезных разрушений, включающих пролом блока цилиндров. Затем надо вызывать эвакуатор и везти машину в автосервис. Моторист осмотрит двигатель и вынесет решение – можно ремонтировать или целесообразнее заменить.
Итак, двигатель автомобиля может заклинить из-за масляного голодания, перегрева, попадания внутрь посторонних предметов, смешивания рабочей жидкости с антифризом или топливом, неисправности маслонасоса и засорения каналов. Также возможны другие причины, но перечисленные выше – самые характерные.
Подписка успешно добавлена
Удалить статью?