Можно ли смешивать моторные масла

Можно ли смешивать моторные масла

Споры о том, можно ли смешивать моторные масла разных производителей и марок, продолжаются уже давно. Одни записные эксперты утверждают, что в этом нет ничего страшного. Другие рекомендуют воздержаться от подобных экспериментов. Рядовые автомобилисты, слабо знакомые с особенностями производства и использования смазочных материалов, находятся в растерянности, не зная, чья позиция верна. Постараемся внести ясность в этот вопрос.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться
Начать придётся с главного – с технологии производства моторных масел, в составе которых, в обязательном порядке, присутствуют три компонента:
  1. Так называемая база, основа, изготавливаемая из нефтепродуктов. Её доля составляет около 80%.
  2. Моющие вещества, отвечающие за удаление нагара и смолистых отложений.
  3. Стабилизирующие присадки, улучшающие свойства продукта.
В зависимости от конкретного производителя эти компоненты могут отличаться по своим физическим свойствам и химическому составу.

Существенные различия

База моторного масла представляет собой смесь углеводородов, получаемых при переработке нефти или природного газа. Даже несколько отличающиеся по химическому составу, эти вещества, при контакте, не вступают в активную химическую реакцию. Не будь в смазочных материалах ничего, кроме этой основы, смешивать продукты разных производителей можно было бы без опасений. Но и эксплуатационные характеристики подобных масел находились бы на низком уровне, недостаточным для защиты высоконагруженных двигателей внутреннего сгорания.
Чтобы получить продукт, соответствующий современным требованиям, приходится использовать специальные присадки, доля которых может достигать 20%. Но фокус в том, что если базовое масло производят многие производители по всему миру, то присадки – всего четыре:
  1. Afton Chemical Corporation, США.
  2. Chevron Oronite Additive, США.
  3. Infineum International Limited, Великобритания.
  4. Lubrizol Corporation, США.
Эти фирмы крепко держат в своих руках весь рынок, и все производители моторных масел вынуждены приобретать их продукцию. Какие присадки добавлять, и в каком количестве, каждый решает самостоятельно, а тип добавок и их процентное содержание держаться в секрете и не указываются ни на упаковке, ни в сопроводительной документации. И вот тут возникают серьёзные проблемы.

Возможные последствия

Дело в том, что, в отличие от базовых масел, присадки являются химически активными веществами, охотно вступающими между собой в химические реакции. Если их компоненты несовместимы, это может стать причиной деградации смазочных материалов:
  • вспенивания, приводящего к потере консистенции;
  • выпадения порошкообразного или хлопьевидного осадка;
  • образования эмульсии;
  • разделения на фракции.
При этом не все изменения заметны невооружённым взглядом. Некоторые удаётся обнаружить только после проведения химического анализа.
Присадки могут вступать в реакцию не сразу, а через какое-то время или при определённых условиях, наиболее вероятными из которых являются:
  • нагрев до определённой температуры;
  • механические нагрузки, возникающие при работе двигателя;
  • контакт с частицами несгоревшего топлива.
Исходя из этого, невозможно определить совместимость продукции разных производителей, просто смешав моторные масла в пробирке.
Вспенивание с потерей консистенции становится причиной постепенного падения давления в системе смазки, и, как следствие, возникновение эффекта масляного голодания, от которого сильнее всего страдают:
  • коленчатые и распределительные валы;
  • коренные и шатунные вкладыши;
  • стенки цилиндров и поршневые кольца;
  • подшипники, вне зависимости от типа;
  • зубчатые передачи.
При сильном снижении консистенции необратимые последствия наступают уже через 10 – 15 минут работы ДВС.
Выпавший осадок засоряет каналы системы смазки и фильтрующие элементы, препятствуя нормальной циркуляции масла. В этом случае нередко наблюдается внезапное падение давления. Среди вероятных последствий – заклинивание или деформация трущихся пар. Даже если проблема быстро обнаружена, удалить загрязнения бывает очень трудно. Может потребоваться полная разборка двигателя с промывкой и продувкой засорённых каналов. Нельзя пытаться продувать мотор, установленный на автомобиле. Это приводит к выдавливанию прокладок и сальников.
Последствия образования эмульсии и разделения моторного масла на фракции весьма разнообразны. Среди наиболее часто встречающихся:
  1. Снижение консистенции. Результаты те же, что и при вспенивании.
  2. Осаждение смол на поверхностях деталей.
  3. Потеря эластичности сальников и уплотнений.
В отдельных случаях наблюдается повышение консистенции смазки и резкий скачок давления.
Поскольку заранее неизвестно, какие присадки и в каком количестве используют производители, не следует смешивать моторные масла различных брендов. Однако на этом ограничения не заканчиваются. Дело в том, что даже смазочные материалы, выпускаемые одной фирмой под разными марками, тоже могут различаться по своему химическому составу, и как поведут они себя при контакте, заранее нельзя спрогнозировать.

Заключение

Если вы оказались в ситуации (скажем, вдалеке от населённых пунктов) когда физически нет возможности долить в двигатель такое же продукт, что был залит в процессе обслуживания, то приходится идти на жертвы и использовать те смазочные материалы, которые доступны. Ведь даже смесь, параметры которой не соответствуют установленным требованиям, лучше пустого картера. Во всех остальных случаях от смешения моторных масел разных сортов и марок это риск, от которого лучше воздержаться.
Подписка успешно добавлена
Удалить статью?