Категорирование транспорта в 2022 году. Делать или нет?

Категорирование транспорта в 2022 году. Делать или нет?

Категорирование транспорта – процедура, регулируемая Федеральным законом. Она является обязательной при осуществлении пассажирских перевозок и транспортировке опасных грузов и подлежит контролю со стороны регулирующих органов. В связи с этим, у организаций и ИП возникают вопросы о необходимости проведения этих работ. В статье попробуем ответить на вопросы, на основе нормативно-правовых актов, действующих на территории России.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться

Что такое категорирование?

Процедура выполняется для обеспечения безопасности пассажирских перевозок. В его процессе определяются потенциальные угрозы, которые могут возникнуть, и присваивается особый статус опасности ТС. 
Под категорированием понимается отнесение ТС и инфраструктуры к категории опасности, на основе подходящих критериев. Оцениваются возможные риски вреда жизни и здоровью людей, а также противоправных действий при использовании машины. 
При несоблюдении требований, на владельца или организацию накладываются различные санкции, в том числе – штраф, арест ТС и даже приостановление деятельности организации. Они прописаны в ст. 11.15.1. - 11.15.2 КоАПа. При этом может наступить ответственность уголовного характера, если возникли характерные обстоятельства при эксплуатации. 

Какой транспорт нужно категорировать? 

Процедуре подлежат три группы транспортных средств:
  • общественный транспорт, который применяется для осуществления регулярных перевозок;
  • заказные транспортные средства;
  • машины, применяющиеся для транспортировки опасных грузов.
В статье 1 закона «О транспортной безопасности» расписаны основные определения и понятия, в которых транспортные средства не разделяются на легковые или грузовые. Однако существует уточняющий нормативный документ, о котором речь пойдет дальше. 

Какой транспорт не нужно категорировать

В приказе Минтранса №196 указаны следующие виды техники:
  1. Транспорт категории М1, используемый для пассажирских перевозок по заказу и оказания ритуальных услуг. М1 – имеют не более 8 мест для пассажиров.
  2. Транспорт категории М2 и М3, который используется для перевозки школьников от дома до места учебы. М2 – имеет более 8 пассажирских мест и вес до 5 тонн, М3 – более 8 пассажирских мест и вес более 5 тонн.
  3. Прицепы и полуприцепы, которые используются для транспортировки опасных грузов.
  4. Транспорт, который использует ИП или организация для перевозки сотрудников для осуществления собственных нужд.
Таким образом, проводить процедуру для транспорта из этих категорий нет необходимости. При этом грузовые автомобили категории Б, которые также могут быть использованы для осуществления пассажирских перевозок, не попадают под исключения, так как относятся к категории N1. 

Нужно ли категорирование для получения лицензии?

Чтобы получить лицензию на осуществление пассажирских перевозок с 1 марта 2019 года не обязательно проходить процедуру. Однако все автобусы, занимающиеся перевозкой пассажиров, должны получать лицензию на осуществление деятельности. В том числе лицензировать нужно и тот транспорт, который занимается перевозками для нужд организации или ИП. 
С указанной даты категорирование и лицензирование - две абсолютно не связанные процедуры. Однако в организациях, эксплуатирующих автобус для осуществления регулярных или заказных перевозок с использованием транспортного средства, не попадающего в исключения выше – необходимо выполнять процедуру. 

Санкции

Нарушение правил категорирования и не проведение этой процедуры влечет наложение административной ответственности. Санкции, предусмотренные ст. 11.15.1 КоАП РФ предполагают:
  • 3000-5000 рублей штраф для частных лиц, 20 000 – 30 000 рублей – должностным лицам, 30 000 – 50 000 рублей – индивидуальным предпринимателям, 50 000 – 100 000 рублей организациям;
  • при повторном нарушении – 5 000 – 10 000 рублей частным лицам, 30 000 – 50 000 рублей должностным лицам, 50 000 – 70 000 рублей или приостановка работы сроком до трех месяцев для ИП и 100 000 – 200 000 рублей или приостановка деятельности на три месяца организациям. 
При умышленном отказе от проведения процедуры категорирования наказание более строгое:
  • гражданам – штраф 20-30 тысяч рублей с конфискацией или без, или административный арест сроком до 10 суток;
  • должностным лицам – штраф 50-100 тысяч или административный арест до 10 суток;
  • ИП – штраф 100-150 тысяч рублей с конфискацией или без, или приостановка деятельности на срок до 3 месяцев;
  • организации – штраф 200-500 тысяч с конфискацией или без, или приостановка деятельности на срок до 3 месяцев.
Эти серьезные санкции требуют выполнять процедуру категорирования в случаях, когда транспортное средство попадает под требования закона об ее проведении.
Подписка успешно добавлена
Удалить статью?