Катализатор в автомобиле: зачем он нужен и что будет, если его убрать

Катализатор в автомобиле: зачем он нужен и что будет, если его убрать

Каталитический нейтрализатор — это особенная деталь в выхлопной системе авто, часто с включением дорогих металлов в конструкцию. Называют данный элемент также преобразователем, конвертером, фильтром. 
Катализатор в автомобиле расположен под днищем, после приемной трубы или «штанов», как их называют в простонародье
Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться
Как проверить масло в двигателе Как проверить масло в двигателе

Что такое катализатор простыми словами

Основное предназначение этого устройства — очищать выхлоп автомобиля, снижая токсичность отработанных газов. По сути, это конвертор, представляющий собой металлический корпус из нержавейки, в котором находится термическая прокладка и специальные соты.

Устройство классического нейтрализатора газов выглядит так:
  • датчик — замеряет состав газов и передает эти данные в ЭБУ автомобиля;
  • соты с напылением из благородных металлов — фильтруют несгоревшие элементы топлива, удаляют углеводород, ядовитые газы и очищают другие вредные вещества, связывают оксиды азота;
  • выходной компонент из нержавеющей оболочки — отсюда выходят уже очищенные газы (непосредственно в выпускной коллектор).

Типы катализаторов

В настоящее время производители устанавливают на автомобили 3-компонентные преобразователи с сотовой конструкцией. Они оснащены тремя нейтрализаторами на каждое вредное вещество: углеводород (основной компонент смога), оксиды азота и окись углерода (ядовитый газ).
В чем различия типов:
  1. Преобразователи с металлическими сотами. Дорогая модель, покрытая благородными металлами. В последнее время стали применять золото, так как оно дешевле других металлов-катализаторов.
  2. Преобразователи с керамическими сотами. Бюджетный и более распространенный вариант. Справляется со своими функциями заметно хуже, да и имеет большой недостаток. Он хрупкий, и один удар может привести к разрушению сот.

Как работает катализатор

Очистка выхлопа происходит в следующем порядке:
  • сначала отработанные газы попадают в катализатор;
  • здесь токсичные вещества преобразуются в более безопасные формы;
  • очищенные газы переходят в глушитель и выбрасываются в атмосферу.
Таким образом, в результате прохождения отработанных газов через преобразователь, ДВС автомобиля меньше вредит экологии.
Внимание! Преобразователь начинает фильтровать только после прогрева системы до 300 градусов. Это означает, что на холодном двигателе очистка не происходит.

Причины поломок конвертера

Как и говорилось выше, более хрупкими являются керамические нейтрализаторы. Выходят они из строя по нескольким причинам:
  • удар об камень или твердое дорожное покрытие;
  • попадание воды на раскаленный катализатор — нужно избегать заездов в глубокие лужи;
  • неисправность в системе зажигания — например, когда двигатель не заводится с первого раза, то горючее может попасть в фильтр, а когда произойдет пуск, воспламениться и разрушить соты.
Металлические конвертеры ломаются реже, но и это возможно из-за следующего:
  • заливаете в машину низкосортный этилированный бензин;
  • изношены маслосъемные колпачки двигателя — масло попадает в нейтрализатор;
  • неисправна система охлаждения, есть протечки — из-за этого антифриз попадает в выхлоп;
  • плохо работает топливная система — разрушить конвертор может переобогащенная горючая смесь;
  • долго гоняете мотор на холостом ходе — это приводит к выгоранию керамического или металлического напыления. 

В идеале катализаторы служат 100-150 тыс. км пробега и более, если автомобиль правильно эксплуатируется. Значительно снижается их ресурс на машинах, которые большей частью ездят по городу и часто стоят в пробках. А в России вдобавок оказывают негативное влияние плохое топливо, разбитые дороги и суровый климат. Поэтому у нас эти детали редко «выживают» дольше 80-90 тыс. км.

Как проверяется работа нейтрализатора

В сервисах Fresh Auto используют специальный дилерский прибор для определения неисправностей катализатора, обычно после анализа характерных признаков поломки:
  • на щитке приборов постоянно горит чек энгин;
  • упала мощность ДВС — как правило, это сопровождается троением, дерганиями и плохим разгоном автомобиля;
  • слышен грохот под днищем — обычно шум появляется на высоких оборотах или во время запуска ДВС;
  • отсутствие пульсации при выходе выхлопных газов или слабый напор — проверяется рукой или на глаз, при исправном катализаторе напор газов бывает сильным и неровным, так как выпускные клапаны работают поочередно.

Удалять катализатор или заменять

Мы рекомендуем заменять неисправный катализатор на оригинальную запчасть. Правда стоит она всегда дорого, так как в нашей стране не производится. В крайних случаях можно поставить аналог, но выйдет из строя он гораздо раньше.
Существует и другой способ, более популярный. Это полное удаление фильтра из выхлопной системы. Правда, в этом случае увеличатся шумы, а машина будет выделять вредные для экологии вещества. Кроме того, нужно позаботиться про обход датчика. Если этого не сделать, то лямбда-зонд начнет регулярно высвечивать ошибку на приборке и нервировать водителя. Одно из решений — установка обманки. Это специальная проставка, отдаляющая лямбду от выхлопа, где он не замечает отсутствия фильтра. 
Монтаж обманки делается так:
  • заводской датчик выкручивается;
  • на его место ставится обманка.
Автомобиль после этого начинает стабильно работать, но есть минусы. 
  1. Вмешательство в заводскую конструкцию априори снимает машину с официальной гарантии.
  2. Пройти техосмотр по всем правилам не получится (в странах Европы), так как внесенные изменения в бортовой компьютер вскрываются при проверке на стенде.

Как поступают с нейтрализатором во Fresh Auto

В наших центрах обслуживания оказываются услуги по замене, ремонту и удалению катализатора с прошивкой ЭБУ. Выше мы рассмотрели варианты замены и установки обманки. В первом случае клиенты отказываются из-за высокой цены детали, во втором — мы сами не рекомендуем так делать.
А вот способ удаления катализатора с перепрошивкой мозгов и установкой пламегасителя имеет много плюсов, тем более что нормы токсичности РФ позволяют эксплуатировать машину без конвертора:
  • увеличивается мощность ДВС;
  • топливо расходуется более экономично, так как отработанные газы без катализатора выходят без препятствий;
  • заливать в бак можно теперь уже этилированный бензин, который стоит дешевле;
  • глушитель начинает «рычать», как спортивный — громко и отчетливо.
Таким образом, мы всегда идем навстречу владельцу автомобиля. Если он захочет заменить неисправный катализатор — мы сделаем это. Не захочет, тогда предложим установить вместо него пламегаситель с последующей прошивкой блока управления.

В центрах обслуживания Fresh Auto, расположенных в Москве и других городах России, вы можете быстро и выгодно отремонтировать свою машину. Для клиентов у нас предусмотрены 20-процентные скидки. Записаться на ремонт катализатора можно через форму на сайте, по номеру телефона или посетив один из мультибрендовых сервисов либо дилерств. 
Подписка успешно добавлена
Удалить статью?