Как зарядить аккумулятор автомобиля в домашних условиях

Как зарядить аккумулятор автомобиля в домашних условиях

К сожалению, водители новички часто не разбираются в особенностях работы автомобильной АКБ. Поэтому уже через 2-3 года эксплуатации выбрасывают старый и покупают новый аккумулятор. Компания Fresh Auto заботится о своих клиентах, поэтому ниже даем полезные рекомендации по увеличению срока службы батареи до 7 лет и более. 
Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться
Как проверить масло в двигателе Как проверить масло в двигателе

Особенности работы автомобильной АКБ

Автомобильная батарея тока в процессе работы подзаряжается от генератора. Для контроля заряда предусмотрено специальное реле — именно через него на АКБ подается необходимое для подзарядки напряжение. Обычно 14,1 В, чего недостаточно для полного заряда, ведь оно составляет 14,5 В. 
Таким образом, заряд от генератора лишь поддерживает работоспособность батареи, но обеспечить полный заряд неспособен. Из-за этого время от времени любая АКБ нуждается в подключении к ЗУ — специальному зарядному устройству.

Как часто нужно заряжать батарею?

Как правило, летом и поздней весной с аккумулятором не возникает проблем. Температура наружного воздуха бывает высокой, и генератор нормально обеспечивает работоспособность АКБ. 

С приходом холодов все меняется:
  • емкость батареи снижается до 1,5-2 раза;
  • моторное масло густеет;
  • стартеру требуется больше пускового тока. 
Если к этому добавить короткие поездки (зимой редко кто далеко ездит), подключение энергоемкого оборудования (печка, обдув стекол, подогрев кресел), то нагрузка на аккумулятор возрастает. При этом зарядиться от генератора он не успевает, даже при регулярной езде. Малейшая проблема с запуском — и батарея разряжается в ноль, приходится просить соседа «прикурить» или взять на буксир. Чтобы такого не происходило, надо периодически заряжать АКБ через ЗУ. Лучше это делать не реже 1 раза в год, еще до наступления холодов.

Как правильно ставить АКБ на зарядку

Придерживайтесь следующих правил:
  • соблюдайте полярность во время подключения к ЗУ — плюс на плюс, минус на минус (если перепутать провода, то есть риск загубить батарею);
  • перед зарядом тщательно очищайте клеммы аккумулятора от грязи, потеков кислоты — в этом деле поможет влажная тряпка, раствор соды;
  • на обслуживаемых АКБ выкручивайте крышки банок — это позволит вывести образуемые во время зарядки газы;
  • обязательно проверяйте уровень электролита в банках — если жидкости недостаточно, нужно добавить воду или кислоту.
Теперь о том, какое напряжение подавать на аккумулятор. Например, батареи емкостью 50 А/ч, которые разряжены наполовину, вначале надо подзаряжать током в 25 А, после чего динамично уменьшать напряжение — так, чтобы к моменту полного заряда подача тока прекратилась. Так делают, если зарядочник автоматического типа, который способен зарядить батарею на 100% в среднем за 5 часов. Правда, такие ЗУ стоя дорого, не у всех они есть. 
Более популярны бюджетные ЗУ полуавтоматического типа, которые предполагают ручную настройку. В этом случае придется посчитать, сколько времени надо держать аккумулятор на зарядке. Для этого вы должны знать паспортную емкость АКБ. Вот пример: если емкость аккумулятора 50 А/ч, то требуется подать не более 30 А/ч. На ЗУ выставляете 3 А, и ставите батарею заряжаться на 10 часов. Дальше уменьшаете ток до 0,5 А, продолжаете зарядку еще на 5 часов. 
Внимание! Если аккумулятор нужно зарядить быстрее, то можно выставить на ЗУ не 3 А, а все 8 А. В этом случае заряд продлится до 3 часов, после чего надо уменьшить ток до 6 А и продолжить заряжать еще 60 минут. Однако этот способ не является таким безопасным для батареи, как вышеописанный — лучше подавать ток силой до 3 А, так как зарядка большим напряжением приводит к избыточному нагреву АКБ и снижает ее срок службы.

Как понять, нуждается ли аккумулятор в подзарядке

Многие современные АКБ наделены специальным цветовым индикатором. Он показывает, на сколько процентов аккумулятор заряжен. Однако на практике этот способ определения разрядки — весьма приблизительный, не дающий точных результатов. К примеру, он может показать, что зарядка в норме, но при этом пускового тока для стартера зимой будет не хватать.
Поэтому лучше использовать другие способы оценки:
  • Замер напряжения с выводов АКБ. Даст более точную оценку состояния батареи. Что нужно сделать: демонтировать аккумулятор с машины, подождать 7-8 часов, снять показатели тестером. Если величина тока будет в пределах 12,7-12,8, то АКБ заряжена на 100%. Если ниже 12-12,5 В, то нуждается в подзарядке. На полный разряд батареи укажет значение ниже 11,8 В. 
  • Нагрузка на батарею. Проводится тоже с помощью вольтметра. Только в этом случае надо включить фары и замерить величину тока с клемм. Напряжение не должно быть ниже 9,5 В. В противном случае требуется подзарядка с помощью ЗУ. Однако данный способ не сработает, если стартер автомобиля имеет неполадки.
  • Замер нагрузочной вилкой. Более профессиональный и достоверный способ, используемый в автосервисах. Аккумулятор не нужно снимать с машины, достаточно подключить вилку к клеммам. О 100-процентной зарядке АКБ укажет значение в 10,5 В. Если прибор показывает меньше 8-8,20 В — это полный разряд. 
Все описанные выше способы оценки технического состояния аккумулятора подразумевают использование целиком исправного прибора. Вольтметр или нагрузочная вилка должны иметь минимальную погрешность.

Как проверить уровень электролита в АКБ

Электролит — жидкость внутри аккумулятора. Она со временем может выкипеть и испариться, поэтому водитель должен уметь проверять уровень. 

Делается это несколькими способами:
  • По специальным меткам MAX и MIN, нанесенным на корпус батареи. 
  • На глаз. Этот способ подходит для обслуживаемых моделей АКБ. Надо выкрутить крышки банок и посветить фонариком внутрь. Если видны электроды, то нужно долить дистиллят.
  • С помощью ареометра. Надо поочередно опустить его в каждую банку АКБ и снять показатели.
Не допускайте работы аккумулятора со сниженным уровнем электролита, так как это вызывает ускоренное разрушение пластин и приводит к процессу сульфатации. В результате батарея рано выходит из строя.

Можно ли восстановить полностью разряженную АКБ

Производители современных необслуживаемых батарей предупреждают — даже один полный разряд может стать причиной выхода из строя АКБ. Поэтому всегда будьте внимательны, не оставляйте машину с включенными фарами или другими энергопотребителями на долгое время! 
Что касается того, можно ли восстановить. В большинстве случаях даже необслуживаемые аккумуляторы удается восстановить, если они разряжались в ноль не более 1-2 раза. Заряжать нужно по такой инструкции:
  • время зарядки — не менее 15 часов;
  • ток заряда для АКБ с емкостью 60 А/ч — в среднем от 3А (рекомендуется) или 6А (если нужно быстро);
  • отключение от ЗУ — когда напряжение на выводах АКБ больше не увеличивается в течение 1 часа.

Какими способами разрешено заряжать АКБ?

Если специального зарядного устройства у вас нет, то можно заряжать АКБ другими популярными способами.

От донора

Самый быстрый и простой вариант, когда автомобиль запускается от донора — другой машины с исправной и рабочей АКБ. Для этого нужно иметь в наличии специальные провода с зажимами «крокодилами». 

Длина проводов для «прикуривания» должна быть не менее 1,5-2 метров, диаметром 4,5 мм, чтобы они выдерживали силу тока от 200 А
Эти провода надо перекинуть от донора к севшему аккумулятору, соблюдая полярность. После чего автомобиль-донор заводится, и через 5 минут можно пробовать «оживить» севшую АКБ. Когда запустится, даете «порычать» двигателю на ХХ не менее 5 минут, затем отсоединяете провода, не заглушая мотор. Главное условие — поддерживать обороты коленвала на отметке 3000 об/мин, чтобы генератор стал обеспечивать необходимый ток. Данный способ подойдет, если батарея разряжена частично, а не полностью.
Можно также применить беспроводное «прикуривание» — поставить на место разряженной АКБ другой, заведомо исправный аккумулятор. Перед этим нужно демонтировать севшую батарею, используя гаечный ключ. Затем на ее место установить другой аккумулятор, завести мотор, скинуть клеммы и быстро перекинуть их на севшую батарею.

Буксировка

В этом случае автомобиль с севшим аккумулятором берет на буксир другая машина. Нужно позаботиться о прочном буксировочном тросе, который соединит оба автомобиля посредством штатных креплений или петель. Крепить веревку следует основательно, чтобы трос не соскочил, иначе возникнет аварийная ситуация. 
Итак, после привязывания троса, буксировка делается в следующем порядке:
  • оба водителя садятся в свои машины;
  • водитель авто с севшим аккумулятором поворачивает ключ в замке зажигания, выжимает сцепление и ставит нейтральную скорость;
  • затем дает знак, что можно ехать;
  • на скорости 10-20 км/ч он быстро ставит 3-ю передачу, затем плавно отпускает педаль сцепления и немного поджимает газ;
  • машина должна завестись.
После этого надо подать сигнал водителю автомобиля-донора остановиться, выжать тормоз и поставить нейтральную передачу. Двигатель не глушить, оставить его поработать 5-10 минут на холостых оборотах.
Внимание! Метод буксировки подходит только для автомобилей с МКПП. Машины с автоматическими коробками передач таким способом заводить нельзя, так как это может вызвать серьезные поломки АКПП. 

Домкрат и веревка

Старый и дедовский метод «оживления» АКБ. Подходит опять только для машин с механической КПП. Перед работой нужно подготовить инструменты — прочную длинную веревку (мягкий трос) и домкрат.

Дальше по инструкции:
  • поднять ручной тормоз автомобиля;
  • подложить под колеса специальные противооткатные упоры;
  • поддомкратить одно из ведущих колес — поднять настолько, чтобы оно висело в воздухе, и было удобнее мотать веревку;
  • включить зажигание, поставить КПП на 3-ю передачу;
  • намотать веревку на колесо — несколько оборотов;
  • резко дернуть за конец троса, чтобы колесо начало вращаться.
Двигатель должен завестись. После этого даем ему поработать 5-10 минут, чтобы аккумулятор получил ток от генератора.

Подогрев аккумулятора

Можно немного увеличить ток АКБ с помощью высокой температуры. Особенно актуален данный способ в зимнее время, когда аккумулятор просто замерзает и теряет емкость. 

Что нужно сделать:
  • демонтировать батарею с машины;
  • поставить ее дома возле радиаторной батареи или опустить на 3-4 см в ванночку с теплой водой.
Где-то 1 часа будет достаточно, чтобы АКБ «оживилась». Потом ее нужно поставить на место и попробовать снова завести двигатель.
Если ни один из описанных способов не помог, то вызывайте эвакуатор. В мультибрендовых сервисах Fresh Auto эвакуация для корпоративных клиентов бесплатная. Наши сотрудники сами перегонят машину в центр и осуществят все необходимые работы.

Подписка успешно добавлена
Удалить статью?