Интервалы замены расходников, имеющих ограниченный срок службы - указаны в техническом регламенте, разрабатываемым компанией-производителем для каждой модели и модификации автомобиля. Не являются исключением и
свечи зажигания. Однако на ресурс этих деталей могут оказывать влияние некоторые дополнительные факторы, которые приходится принимать во внимание в процессе эксплуатации техники.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!
Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий
Подписаться
Используемые в системах зажигания современных двигателей внутреннего сгорания, свечи, имеют устоявшуюся конструкцию:
- центральный контакт - к нему подсоединяется токоподводящий наконечник высоковольтного провода;
- изолятор - изготовлен из термостойкой керамики;
- металлическая оправа - состоит из ввёртной части, с нанесённой на неё резьбой (юбки), и захвата под гаечный ключ;
- кольцевое уплотнение - выполнено из мягкого металла;
- центральный электрод;
- один или более боковых электродов, закреплённых на юбке.
В зазоре между центральным и боковым электродом, при подаче напряжения, возникает электрическая искра, инициирующая воспламенение горючей смеси.
Всё дело в материалах
Разработчики принимают различные меры, увеличивающие срок службы свечи и улучшающие её эксплуатационные характеристики:
- Наносят защитный слой, предохраняющий электроды от выгорания. Для этих целей могут применяться как банальные медь и никель, так и редкоземельные металлы, вроде иридия или платины.
- Изменяют химический состав материала, используемого для изготовления изолятора. Используемые добавки увеличивают прочность, термостойкость и теплопроводность керамики.
В результате лучшие образцы готовой продукции продолжают работать, даже когда пробег авто превышает 100 тыс. км. Но это лишь в идеальных условиях. В реальности многое зависит от условий эксплуатации и особенностей конструкции двигателя.
Электроды (центральный и боковой) постепенно разрушаются под воздействием эрозии. Этот процесс, как уже было отмечено выше, удаётся замедлить за счёт нанесения защитного слоя:
- Никель стоит относительно недорого и даёт возможность поднять ресурс до 40 тыс. км. Это подходящий вариант для бюджетных двигателей среднего объёма и не слишком высокой степени форсировки.
- Серебро, обладающее лучшей теплопроводностью, обеспечивает защиту электродов на протяжении 50 тыс. км. Такой вариант лучше, чем никель, но для высоконагруженных моторов высокой мощности считается недостаточным.
- Платина, температура плавления которой составляет 1768 °C, устойчива к химическим и физическим воздействиям, а потому свечи с платинированными электродами, даже в неблагоприятных условиях эксплуатации, могут проработать 90 тыс. км.
- Иридий, плавящийся при 2466 °C, демонстрирует чрезвычайно высокую устойчивость к электродуговой эрозии. Такой редкоземельный металл дорог, но зато при его использовании ресурс деталей достигает 100 тыс. км.
Но всё это, как уже было отмечено выше - в условиях, близких к идеальным.
Возможные причины неисправностей
Единых стандартов, оговаривающих периодичность проведения обслуживания, не существует. К примеру, на бензиновый двигатель F4R с рабочим объёмом 2.0 литра, которым комплектуются Renault Duster и некоторые другие модели авто французской фирмы, рекомендуется устанавливать оригинальные свечи зажигания с каталожным номером 77 00 500 155 и омеднёнными контактами. Их прямым аналогом являются изделия марки Champion с маркировкой OE033/T10 (прежнее обозначение в каталоге – RC87YCL). Именно на предприятиях компании Champion, в соответствии с ТЗ, сформулированном специалистами Renault - изготавливаются штатные свечи зажигания.
Согласно требованиям технического регламента, в европейских условиях эксплуатации, отвечающие за искрообразование комплектующие - следует менять раз в 30 тыс. км. Однако для России эти цифры считаются явно завышенными. Официальные дилеры рекомендуют устанавливать новые свечи каждые 15 тыс. км.
Сокращение ресурса может быть вызвано:
- Низким качеством топлива, приводящим к образованию нагара и повышенной электрической эрозии контактов.
- Неблагоприятными температурными режимами работы ДВС. Даже кратковременный перегрев ГБЦ становится причиной растрескивания изолятора.
- Жёстким климатом. Резкие перепады температуры окружающего воздуха вредны для свечей зажигания.
Разумеется, вы можете поставить на автомобиль изделия с защитным слоем из платины или иридия. Таким образом, защитите детали от электрической эрозии контактов. Однако проблемы с растрескиванием изолятора и влиянием климатических условий, так и останутся не решенными. Поэтому покупку дорогостоящих комплектующих едва ли следует считать целесообразной.
Заключение
Для того чтобы
свечи вашего автомобиля жили долго, не доставляя вам беспокойства - придерживайтесь нескольких простых правил:
- следите за качеством заливаемого в бак топлива;
- соблюдайте предписанные разработчиками требования технического регламента;
- регулярно проводите диагностику мотора, уделяя особое внимание системам подготовки топливной смеси, зажигания и охлаждения;
- опасайтесь подделок - покупайте только качественные комплектующие, характеристики которых соответствуют параметрам, указанным в инструкции;
- подбирая аналоги, не верьте продавцам и представителям сервисных центров на слово;
- при малейших признаках перегрева силового агрегата, прекращайте эксплуатацию транспортного средства.
Помните, что свечи зажигания стоят относительно недорого, и замена этих деталей обходится куда дешевле, чем устранение поломок, произошедших из-за их неисправности.