Чем отличаются горячие свечи зажигания от холодных

Чем отличаются горячие свечи зажигания от холодных

Работа бензинового двигателя внутреннего сгорания невозможна без свечей зажигания. В настоящее время компания Mazda пытается разработать технологии, дающие возможность отказаться от искрового воспламенения горючей смеси, но пока всё остаётся так, как есть. И потому множество фирм продолжают специализироваться на выпуске простых устройств, состоящих из токопроводящих контактов, резьбового соединения и изолятора.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться

Особенности устройства

За прошедшие десятилетия конструкция свечи зажигания изменилась весьма незначительно. Изготовленная в соответствии с классическими канонами, эта деталь состоит из нескольких компонентов:
  1. Контактного ввода. К нему подсоединяется наконечник, по которому подаётся ток высокого напряжения.
  2. Изолятора. Чаще всего он изготавливается из термостойкой керамики.
  3. Оправы. Выполненная из металла, она представляет собой резьбовое соединение (юбка) с захватом под гаечный ключ.
  4. Уплотняющего кольца.
  5. Центрального электрода.
  6. Одного или нескольких боковых электродов.
При подаче напряжения в зазоре между центральным и боковым электродами образуется электрическая искра, запускающая процесс сгорания горючей смеси.

Важная характеристика

Кроме размеров резьбовой части и захвата под гаечный ключ, свечи имеют ещё одну важную характеристику – калильное число. Этот параметр определяется давлением и температурой, при достижении которых, начинается неуправляемый процесс. Горючая смесь может воспламениться при непосредственном контакте с раскалёнными электродами или юбкой. 
В зависимости от калильного числа свечи зажигания принято делить на:
  • горячие (теплые);
  • средние;
  • холодные.
Для нормальной работы ДВС важно правильно подобрать изделие с соответствующими характеристиками, исключающими возможность самовоспламенения горючей смеси. А если рассмотреть процессы, происходящие во время работы двигателя, то выясняется, что всё ещё сложнее.
Считается, что для того, чтобы не возникало калильного зажигания, температура самых раскалённых компонентов свечи должна находиться в пределах 450 – 850 °C. Но дело не только в этом. При разогреве определенные металлы ведут себя по-разному. В результате даже в указанном температурном диапазоне, несгоревшие частицы топлива и масла могут образовывать на электродах нагар, затрудняющий искрообразование и отвод тепла. Чтобы избежать этого, для защиты деталей используются различные покрытия. Некоторые производители используют для этих целей платину, иридий, никель, медь. После выгорания защитного слоя, характеристики искрообразования и теплопроводности могут существенно измениться.

Различия

В простейшем понимании применяемость свечей зажигания с учётом калильного числа выглядит следующим образом:
  1. Горячие устанавливаются на слабо подверженные перегреву тихоходные моторы, отдача мощности которых не превышает 50 л. с. с одного литра рабочего объёма.
  2. Средние применяются на умеренно нагруженных двигателях средней степени форсировки.
  3. Холодные предназначены для сильно форсированных моторов с высокой степенью сжатия, системами турбонаддува и отдачей мощности более 100 л. с. с одного литра рабочего объёма.
Тем не менее на работу свечей зажигания оказывают влияние множество особенностей конструкции силового агрегата. Как следствие, производители вынуждены разрабатывать комплектующие во многих вариантах исполнения.

Системы обозначения

Для указания характеристик таких изделий, включая калильное число, используются специальные маркировки. В нашей стране используется единая система кодировки. Так, например, если на изоляторе свечи нанесено обозначение А-17ДВ, то цифра 17 означает калильное число.
Большинство иностранных фирм предпочитают применять собственные кодировки. Самыми распространёнными, на сегодняшний день, являются маркировки по системе:
  • BOSCH;
  • Champion;
  • NGK;
  • Denso;
  • Beru;
  • Magneti Marelli.
Но встречаются и другие обозначения. Такой подход позволяет производителям расширять номенклатуру выпускаемой продукции в соответствии со своими представлениями об оптимальных характеристиках, но несколько затрудняет подбор комплектующих.

Информация к размышлению

Основные теплоотводящие функции выполняют изолятор и оправа свечи. Поскольку существенно изменить габариты и конструкцию оправы не представляется возможным, разработчики уделяют внимание изолятору, изменяя его размеры, химический состав и форму. Однако возможности улучшений в этом направлении не безграничны.
Теоретически, существуют методики расчётов, дающие возможность определить требуемое калильное число ещё на этапе проектирования. Но на практике точный подбор свечей зажигания возможен только после проведения ряда испытаний. Даже незначительные изменения, внесённые в конструкцию двигателя - способны повлиять на температуру самовоспламенения горючей смеси.

Заключение

Исходя из всего вышесказанного, часто задаваемый вопрос о том, какие свечи лучше (горячие или холодные) – звучит некорректно и не имеет практического смысла. Характеристики деталей, отвечающих за искрообразование в цилиндрах ДВС, должны подбираться в точном соответствии с указанными производителем требованиями технического регламента. Когда при использовании изделий с правильным калильным числом наблюдается самовоспламенение горючей смеси, это говорит о том, что:
  1. Двигатель неисправен. Причин может быть множество, начиная с неправильно отрегулированного состава горючей смеси и заканчивая некорректно работающей системой охлаждения.
  2. Свечи неисправны - или их маркировка не соответствует реальным характеристикам. Последнее возможно, если вы имеете дело с контрафактной продукцией.
Помня об этом, ставьте на свои автомобили только качественные изделия известных производителей с проверенной репутацией, опасайтесь подделок и регулярно проводите диагностику силового агрегата, устраняя неисправности на ранней стадии их возникновения.
Подписка успешно добавлена
Удалить статью?