Агрегаты трансмиссии автомобиля нуждаются в периодическом обслуживании – замене масла, а также фильтра, который имеется в автоматических коробках. Также важно своевременно устранять поломки, ведь эксплуатация трансмиссии с неисправностями снижает надежность автомобиля и увеличивает затраты на последующий ремонт.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!
Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий
Подписаться
Общие сведения
В конструкции любой коробки есть контактирующие детали – шестерни, диски фрикционных пакетов, шкивы и ремень. При работе трансмиссии трущиеся детали изнашиваются. В МКПП масло загрязняется частицами стали и цветных металлов от синхронизаторов, в АКПП к стружке от шестерен добавляется пыль от фрикционных пакетов. В любой коробке есть вентиляционное отверстие, через которое во внутренние полости попадает влажный воздух.
На легковых автомобилях используются механические, роботизированные, гидромеханические и бесступенчатые коробки передач. Производители указывают интервалы сервисного обслуживания в инструкциях, для ряда механических коробок вообще не предусматривается замена масла. Однако она необходима из-за деградации присадок, а также насыщения жидкости продуктами износа. Зачастую по состоянию масла можно сделать общий вывод о состоянии коробки и условиях эксплуатации.
Для заливки свежего масла обычно используют трансмиссионный шприц или обрезанную пластиковую бутылку с трубкой. Доступ к заправочному отверстию зачастую перекрывается площадкой для аккумулятора и патрубками воздушного фильтра. На части коробок масло заливают через ревизионное отверстие или снятую крышку сапуна. При обслуживании агрегатов трансмиссии обращают внимание на состояние внешних сальников и прокладок под крышками или поддоном – следы течи масла не допускаются.
Механическая коробка
КПП с ручным переключением скоростей ограничено используются на базовых модификациях. В картер залито трансмиссионное масло, смазка осуществляется разбрызгиванием. Срок службы масла – от 60 до 90 тыс. км, иногда замена масла не предусматривается на протяжении всего срока эксплуатации автомобиля. Как показывает практика, слитое через 120-140 тыс. км заводское масло часто не сильно отличается по виду от нового.
Интенсивность загрязнения масла частицами износа зависит от качества изготовления деталей КПП и условий эксплуатации. Механическая коробка является наименее требовательной к чистоте масла по причине отсутствия гидравлической системы. На картере коробок есть сливное и ревизионное отверстия, закрытые пробками. Процедура замены достаточно проста и может выполняться своими силами или в гараже.
Гидромеханическая коробка
Автоматическая КПП заправлена жидкостью, которая смазывает детали и используется для работы гидротрансформатора и переключения скоростей. Циркуляция жидкости осуществляется насосом, предусматривается фильтр для улавливания примесей. При работе коробки жидкость загрязняется частицами от фрикционных пакетов, срок службы масла составляет 60-125 тыс. км в зависимости от модели коробки.
Рекомендуется менять жидкость в 2 раза чаще регламента с одновременной установкой нового фильтра – затраты на масло будут явно ниже расходов на ремонт АКПП. Внеочередная замена требуется в случае попадания воды в картер или обнаружения при проверке уровня выраженного запаха гари от масла из-за большой концентрации пыли от фрикционных пакетов или лент.
Для слива масла необходимо отвернуть пробку, для доступа к фильтру требуется снимать поддон (на части АКПП фильтр интегрирован в крышку) или частично разбирать АКПП. Проще всего обслуживать коробки с внешним фильтром, такие решения характерны для агрегатов старой конструкции родом из 80-х или 90-х гг. прошлого века.
При загрязнении фильтра не только прекращается очистка масла от продуктов износа, но и происходит падение подачи жидкости. В результате фрикционные пакеты работают медленнее, что приводит к толчкам при переключении. Грязь забивает каналы и соленоиды в гидроблоке, дополнительно ухудшая работу гидравлики. Замена только жидкости не решает проблему – при каждом обслуживании АКПП нужно ставить новый фильтр.
Нужно понимать, что устранить толчки при переключении заменой масла и фильтра практически невозможно. Некорректное переключение связано с неправильной работой фрикционных пакетов – скорее всего, требуется проверка гидроблока, не исключен сильный износ пакетов. Для проверки уровня залитой жидкости используют контрольное отверстие, на современных АКПП ставится переливная трубка. Алгоритм и условия проверки указываются в заводской инструкции к автомобилю.
Вариатор
В конструкции бесступенчатой коробки используется стальной ремень или цепь, передающий вращение от ведущего к ведомому шкиву, которые могут плавно менять диаметр. Гидравлика вариатора оснащена насосом, для передачи мощности от двигателя используется гидротрансформатор. В коробках используется специальная жидкость, ресурс которой составляет 50-60 тыс. км, но фактически вариатор нужно обслуживать через 20-25 тыс. км. Частая замена позволяет добиться повышенной чистоты жидкости и увеличения ресурса вариатора.
При работе бесступенчатой коробки практически неизбежно образуется стальная пыль – продукты износа ремня и шкивов. Частицы металла попадают в гидроблок, нарушают работу соленоидов, могут привести к неисправности редукционного клапана насоса. В вариаторе имеется фильтр и магниты, собирающие стальную пыль. При обслуживании коробки обязательно снимается поддон, по отложениям на внутренней части можно судить о степени износа вариатора. При нарушении регламента обслуживания возможен выход из строя соленоидов и износ гидроблока, ремонт или замена которого обойдется недешево.
Робот
Под термином «робот» подразумевают два вида коробок – механическую с роботизированным приводом переключения скоростей и управления сцеплением и преселективные коробки с двойным сцеплением. Обслуживание первого варианта робота ничем не отличается от МКПП. С роботизированными коробками с двойным сцеплением ситуация схожая, но нужно учитывать особенности конструкции.
Часть коробок имеет раздельные масляные картеры для блоков шестерен и главной пары – соответственно, нужно заливать масло разных сортов. Коробки с двойным сцеплением оснащены фильтром, который расположен снаружи картера и меняется при каждой заливке свежего масла. Для доступа к фильтру придется демонтировать часть оборудования в моторном отсеке. Частота замены масла в роботах составляет 40-60 тыс. км в зависимости от условий эксплуатации.
Дополнительные агрегаты
На машинах с задним приводом в состав трансмиссии входит редуктор, в случае полного привода ставится муфта, автоматически распределяющая момент между осями. На внедорожниках и кроссоверах используется стоящая отдельно от КПП раздаточная коробка или угловой редуктор, который также нуждается в обслуживании. Замену масла в остальных агрегатах обычно проводят вместе с обслуживанием коробки передач. Сорт масла для остальных агрегатов трансмиссии подбирают с учетом заводских требований.
Где проводить ТО
Менять масло или жидкость в коробке передач и других агрегатах трансмиссии лучше в сервисе. При самостоятельном проведении работ всегда есть риск ошибки, исключение можно сделать для людей, профессионально занимающихся ремонтом и обслуживанием коробок передач. Коробки с электронным управлением поддерживают компьютерную диагностику, по результатам которой можно получить дополнительную информацию о состоянии агрегата.
Заключение
Обслуживание агрегатов трансмиссии является частью регламентных работ и заключается в замене масла, фильтров и компьютерной диагностике. Требования к чистоте масла максимальны у вариаторов, автоматические коробки и роботы также нуждаются в частой замене масла. Реже всего требуется обслуживать механическую коробку – ряд производителей вообще не предусматривает регламентной замены масла.