Стартер автомобиля: устройство и ремонт

Стартер автомобиля: устройство и ремонт

Для запуска автомобильных двигателей внутреннего сгорания используется электрический стартер – на тракторах может применяться малогабаритный бензиновый мотор. Электродвижок соединяется с зубчатым венцом на маховике и раскручивает коленчатый вал до оборотов, достаточных для начала работы ДВС. Стартер не требует периодического обслуживания – ремонт обычно проводят при пробегах свыше 100-150 тыс. км.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться

Конструкция

Стартер представляет собой электрический двигатель постоянного тока. Корпус или статор имеет цилиндрическую форму, внутри расположены обмотки возбуждения, которые вытеснены в современных стартерах постоянными магнитами. Спереди и сзади корпус закрыт крышками с подшипниками скольжения, в которых вращается якорь. Одна из крышек имеет прилив с отверстиями под болты или шпильки для установки стартера на картере двигателя и размещения шестерни бендикса.
Якорь состоит из вала, на котором установлены пластины с обмоткой, подключенной к коллектору. Для подачи питания на якорь используются четыре подпружиненные щетки, попарно подключенные к положительному и отрицательному выводу батареи. В современном стартере якорь соединен с планетарным редуктором, позволяющим уменьшить габариты стартера и снизить потребляемую мощность при сохранении пусковых характеристик.
Стартер необходимо соединить с зубчатым венцом на маховике ДВС, а после старта двигателя – отключить во избежание раскрутки якоря до высоких оборотов. Для управления работой используется втягивающее реле, которое при повороте ключа в замке зажигания в положение пуска подает питание на якорь и одновременно вводит бендикс в зацепление с маховиком. Бендикс представляет собой обгонную муфту, предотвращающую обратное вращение стартера после пуска ДВС.

Принцип работы

Водитель поворачивает ключ в замке или нажимает на кнопку, активируя работу системы зажигания и бортовой электроники. После поворота ключа в крайнее правое положение или длительном нажатии на кнопку замыкается цепь, управляющая втягивающим реле. В результате на якорь (а в старых моделях стартеров – и на обмотки статора) подается питание, одновременно обгонная муфта соединяет стартер с маховиком. Сила тока в цепи в момент старта составляет сотни ампер и зависит от мощности стартера и сопротивления вращению. 
После пуска ДВС водитель отпускает ключ или перестает давить на кнопку – стартер отключается от бортовой сети и маховика двигателя. На ряде автомобилей в стартере есть блокировка, не позволяющая включить электродвигатель при работающем ДВС. Защита предотвращает случайное включение стартера, приводящее к повреждению бендикса и зубчатого венца на маховике.

Основные проблемы

Стартер имеет достаточно простую технологичную конструкцию, поломки возникают из-за производственного брака или естественного износа. Затрудненный пуск двигателя не является признаком неисправности стартера – электрический привод будет вращать коленчатый вал с требуемой частотой, но из-за проблем с зажиганием или подачей топлива пуск будет долгим. На ряде машин с расположением батареи в багажном отсеке стартер может работать с перебоями из-за окисления силового провода, идущего через весь кузов автомобиля.
Основные неисправности:
  1. Гул при включении стартера, но прокрутки коленчатого вала нет. Чаще всего проблема появляется при поломке планетарного редуктора и износе обгонной муфты. Гул возникает из-за вращения вала стартера, который работает вхолостую. Иногда гул может сопровождаться посторонними звуками, возникающими из-за разрушения шестерен или других деталей конструкции стартера.
  2. Щелчки при попытке пуска указывают на окисление или обгорание контактных пластин. Также нельзя исключать недостаточное напряжение в бортовой сети – в этом случае при попытке пуска будет видно сильное снижение яркости свечения ламп. Иногда при попытке пуска раздается один щелчок, и все лампы гаснут – проблема чаще всего связана с плохим контактом аккумулятора с бортовой проводкой.
  3. Медленное вращение вала стартера, недостаточное для пуска двигателя. Указывает на заедание вала из-за изношенных втулок либо обрыв одной из обмоток. Также проблема встречается при частично разряженной батарее, в этом случае будет сильно падать яркость ламп в щитке приборов при попытке запустить двигатель.

Проверка

На автомобилях старого образца стартер проверяют прямым подключением втягивающего реле к батарее при заглушенном двигателе. Если реле срабатывает и бендикс соединяет якорь с маховиком, то проблем с обгонной муфтой и реле нет. Также можно напрямую подать питание и принудительно включить стартер – если якорь будет вращаться, а бендикс срабатывать, то причиной затрудненного пуска является, скорее всего, не стартер. На современных машинах такие эксперименты лучше не ставить – скачок напряжения может вывести из строя бортовую электронику. Полноценно проверить стартер можно только в условиях сервиса.

Общий алгоритм ремонта

Процедура снятия стартера зависит от автомобиля. В большинстве случаев электромотор находится на боковой части картера и снимается из ямы. Для доступа к креплениям нужно снимать защиту силового агрегата, может потребоваться ключ с удлинителем для отворачивания некоторых болтов. Работы рекомендуется выполнять при отключенной батарее. Если на машине установлена магнитола с кодом, то нужно заранее найти цифровой пароль (обычно указывается в сервисной книжке).
Отдельно следует упомянуть двигатели с расположением стартера в развале рядов цилиндров или внутри колокола АКПП. Снять электродвигатель на таких моторах в кустарных условиях практически невозможно – для доступа к точкам крепления нужно частично разобрать силовой агрегат. В таких ситуациях надежнее доставить машину в сервис на эвакуаторе (на моделях с механической коробкой можно запустить двигатель буксировкой).

Профилактика

Основным профилактическим мероприятием является ограничение времени работы стартера – исправный ДВС не должен требовать включения стартера на более чем 3-5 секунд. Длительная работа или попытки передвигаться на стартере на машинах с МКПП приводят к перегреву обмоток и коллектора, что скажется на ресурсе. Сразу после пуска нужно отпустить кнопку или ключ, несмотря на наличие обгонной муфты лучше не рисковать. 

Заключение

Электрический стартер устанавливается на двигателе, место крепления зависит от модели ДВС. Конструкция стартера достаточно надежна, но со временем могут износиться щетки или опоры якоря, также не исключен выход из строя обмоток. Целесообразность ремонта штатного узла определяет мастер, в ряде случаев дешевле приобрести новый стартер.
Подписка успешно добавлена
Удалить статью?