Пропуски зажигания: причины, диагностика и устранение

Пропуски зажигания: причины, диагностика и устранение

Исправная система зажигания не должна давать пропусков искры. Двигатели с электронным управлением определяют пропуски и фиксируют ошибки, по кодам которых можно быстро найти неисправную свечу. Регулярные отсутствия вспышек приводят к ухудшению характеристик двигателя, а выброс топливовоздушной смеси в выпускной коллектор сказывается на ресурсе каталитического нейтрализатора.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться

Общие сведения

Современные двигатели оснащены электронной системой управления, определяющей момент подачи искры в зависимости от положения коленчатого вала и условий движения. Как правило, каждая свеча имеет индивидуальную катушку, расположенную в свечном колодце. Двигатели с высоковольтными проводами и единой катушкой, установленной на двигателе, практически не встречаются – такая схема характерна для моторов образца 80-90-хх гг. прошлого века.
При пропусках зажигания топливовоздушная смесь выбрасывается из цилиндра через выпуск в атмосферу. На карбюраторных моторах и двигателях без системы нейтрализации отсутствие вспышек приводит к увеличению расхода топлива, повышению содержания углеводородов в отработавших газах и снижению мощностных характеристик. При наличии каталитического нейтрализатора попадание несгоревшей смеси в выпуск приводит к ее воспламенению в полости катализатора. Повышение температуры сказывается на ресурсе керамических сот, которые плавятся и разрушаются.
Двигатели с системой впрыска и нейтрализатором способны автоматически фиксировать пропуски зажигания по цилиндрам. Фиксация пропусков является одним из требований стандарта Евро-3. Электроника может отключать подачу топлива к форсункам в цилиндрах (одном или парами – в зависимости от конструкции системы управления), в которых отмечено отсутствие искры на свечах. При фиксации пропусков блок управления записывает ошибку, в коде содержится информация о номере цилиндра, что упрощает поиск неисправности. На моторах с карбюратором системы диагностики нет, водитель может найти проблемный цилиндр только путем поочередного отключения питания от свечей.

Методика определения пропусков

При исправной системе зажигания скорость вращения коленчатого вала и движения поршня являются переменными из-за изменения состояния газовой среды в цилиндре. Электроника считает скорости постоянными, но фиксирует замедление поршня при условии отсутствия вспышки и расширения газов, анализируя данные по цилиндрам за предыдущие такты. Проблему неравномерности вращения фиксирует датчик коленчатого вала, ориентируясь на значения ускорения поршня при вспышке. Алгоритм работы блока управления достаточно сложен и способен отсеивать ложные сигналы об отсутствии искры и вспышки.

Основные причины

Диагностика позволяет идентифицировать цилиндр, в котором нет вспышек. При этом определить причину появления пропусков диагностика не определяет. Водитель должен последовательно проверить все компоненты системы зажигания и управления двигателем, что является достаточно сложной задачей. При отсутствии навыков и оборудования для тестирования есть смысл обратиться в сервис – затраты на услуги мастера окупятся экономией времени и нервов.

Катушка или модуль

Одной из частых причин является отказ единого модуля или катушки. Чаще всего встречается обрыв или короткое замыкание между витками. При неисправности модуля возможно отключение свечей на двух цилиндрах. Для проверки катушки используют разрядник, проверка «на искру» зачастую приводит к выходу исправной катушки из строя – метод подходит для старых систем зажигания с механическим распределителем. 

Свечи

Пропуски искры возникают в случае выгорания электродов и увеличения рабочего зазора – напряжение становится недостаточным для пробития воздушного промежутка. Нельзя исключать и износ изолятора с появлением трещин – утрата герметичности приводит к падению давления в цилиндре и пропускам. Проблема возникает при нарушении сроков замены свечей или использовании низкокачественных комплектующих. Проверять изолятор или регулировать зазоры нет смысла, надежнее сразу заменить весь комплект свечей. 

Провода

Проблема касается двигателей с внешним модулем зажигания, соединенным со свечами проводами. При повреждении изолятора или сердечника нарушается передача импульсов тока. Для проверки используют тестовый прибор, определяющий сопротивление проводов. В случае отклонения значения от норматива или наличия дефектов на изоляции провода меняют комплектом. Заменять только один провод нет смысла – если изоляция пострадала на одном проводе, то следует ожидать появления трещин и на других.

Форсунки

Воспламенение смеси невозможно при слишком большой дозе топлива или отсутствии впрыска бензина. Обе проблемы возникают из-за износа или загрязнения форсунок. Чрезмерная подача топлива может привести к гидроудару из-за слишком большого количества бензина в цилиндре. Для проверки требуется снятие и проверка форсунок на стенде, который сразу покажет проблемы. Если промывка форсунок не восстанавливает работоспособность, то неисправную форсунку нужно заменить.

Проблемы с датчиком дросселя

При износе датчика положения заслонки, реакция двигателя на нажатие на педаль газа будет ошибочной. В результате будет наблюдаться сильная неравномерность работы цилиндров с фиксацией ошибок по пропускам. Датчик проверяют диагностическим прибором, в случае поломки деталь меняют.

Обеднение смеси

Еще одной причиной пропусков является обеднение смеси. Причин может быть масса – подсос воздуха мимо датчика массового расхода, проблемы с подачей топлива из бака. Если есть неисправности расходомера воздуха или датчика концентрации кислорода, то кроме ошибок по пропускам будут зафиксированы коды, указывающие на выход из строя этих элементов. По этой причине поиск дефектов, вызвавших пропуски зажигания, является достаточно трудоемкой задачей.

Проблемы с двигателем

Пропуски зажигания могут возникнуть в случае износа или поломки механических деталей двигателя. Нельзя исключать биение шкива из-за расслоения демпфера – на части двигателей датчик коленчатого вала считывает данные по зубчатому венцу шкива (подобное расположение датчика характерно для моторов ВАЗ). На большинстве современных импортных двигателей датчик считывает показания по кольцу со стороны маховика либо по центру коленчатого вала или по магнитному кольцу в сальнике коленвала. При попадании антифриза в цилиндры неизбежно возникновение пропусков – жидкость протекает через пробитую прокладку, обычно при этом фиксируется густой белый пар в выхлопе и наблюдается падение уровня жидкости в расширительном бачке.

Заключение

Пропуски искры по цилиндрам в современных бензиновых двигателях приводят к повреждению каталитического нейтрализатора с риском закупорки выпускного канала или образования керамической пыли, способной повредить зеркала цилиндров. При появлении ошибок по пропускам требуется детальная диагностика электроники и механической части двигателя. Быстро и однозначно указать на причину пропусков нельзя, поломка может носить комплексный характер.
Подписка успешно добавлена
Удалить статью?