Интенсивность износа тормозных дисков и колодок напрямую зависит от условий эксплуатации автомобиля и темперамента водителя. Рано или поздно любой владелец машины сталкивается с необходимостью покупки колодок – диски или барабаны требуют замены реже. При подборе запасных частей учитывают не только геометрические параметры, но и допуски производителя, от которых зависит эффективность и надежность работы тормозов автомобиля.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!
Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий
Подписаться
Разновидности тормозов
На автомобилях встречаются механизмы двух типов:
- Барабанные, изредка используемые на задней оси машин бюджетного класса. Имеют не слишком высокую эффективность, закрытая конструкция защищает колодки и рабочие поверхности барабанов от интенсивного загрязнения. На ряде машин в задних дисковых тормозах есть небольшие барабаны для стояночного тормоза.
- Дисковые, с вентилируемыми или глухими дисками. Обеспечивают эффективное снижение скорости, хотя и подвержены ускоренному износу. Используются на большинстве машин как спереди, так и сзади.
Требования к деталям
Тормозные колодки вне зависимости от типа должны:
- сохранять стабильные характеристики вне зависимости от условий работы и температуры;
- обеспечивать прогнозируемую и хорошо ощущаемую прогрессию снижения скорости;
- не создавать постороннего шума при работе;
- минимально изнашивать диски и барабаны;
- иметь прочную конструкцию.
Стабильность характеристик является одним из важнейших параметров, зависящих от состава фрикционного слоя. При работе механизма возникает сила трения колодки о диск или барабан с выделением избыточного тепла, материал колодки не должен терять характеристик или разрушаться. Зачастую дешевые колодки имеют фрикционный слой с простым составом, который плохо работает при повышенной температуре. В состав материала фрикционных накладок входят компоненты, которые улучшают интенсивность торможения при нагреве.
При подборе дисков нужно учитывать конструктивные особенности автомобиля. Зачастую на базовую комплектацию ставят механизмы под меньший диаметр диска, переход на увеличенные диски возможен только с заменой тормозного суппорта. Наверняка придется устанавливать колесные диски большей размерности – стандартные будут цепляться за суппорт.
Тормозные диски и колодки можно разделить на три группы:
- оригинальные;
- выпущенные сторонними производителями (неоригинал);
- предназначенные для тюнинга.
Оригинальными называются диски или барабаны и колодки, соответствующие деталям, установленным с завода. Практически все производители автомобилей не выпускают детали тормозной системы, а приобретают комплектующие у сторонних поставщиков. Неоригинальные детали могут быть изготовлены поставщиками на конвейер, но отгружаться в другой упаковке. Также существует множество производителей, предлагающих детали тормозной системы на рынке запчастей, но не являющихся официальными поставщиками. Детали для тюнинга стоят особняком – комплектующие отличаются характеристиками и имеют цену выше, чем оригинал.
Для изготовления дисков и барабанов используется чугун с разным содержанием углерода. На упаковке информация о сорте и составе материала не указывается, данные можно найти в каталогах. Целесообразно приобретать диски или барабаны из чугуна с повышенным содержанием углерода, такие детали меньше склонны к термическим деформациям и появлению трещин. Если водитель предпочитает спокойный стиль езды, то можно ставить диски со средним содержанием углерода.
На что обращать внимание
Толщина накладки должна соответствовать требованиям производителя автомобиля, иногда с цель снижения себестоимости на дешевых колодках ставят более тонкий слой – разница может доходить до 1-2 мм, что позволяет экономить при массовом изготовлении деталей. Перед покупкой рекомендуется распаковать колодки и осмотреть поверхности, на кромках не допускаются сколы, а на самом фрикционном материале могут быть единичные трещины длиной не более 2 мм. Металлическое основание должно быть ровным, малейший изгиб приводит к проблемам с установкой в направляющие суппорта.
Фрикционный слой может содержать металлические и прочие включения. Не допускаются пустоты и наличие явного мусора, хотя подобная картина практически не встречается на колодках. Фрикционный слой должен равномерно прилегать к основанию, оценить качество сборки при покупке невозможно. Отмечены случаи, когда внешне нормальные колодки разрушались от перегрева из-за заводского брака. Иногда фрикционный слой может смещаться относительно пластины при покачивании рукой, что напрямую указывает на заводской брак, такие колодки покупать не следует.
Для изготовления дисков или барабанов используют технологии литья в кокиль или песчаные формы. Второй метод устаревший, используется мелкими производителями из-за простоты и отсутствия затрат на изготовление разборных многоразовых форм. Диски и барабаны, отлитые в песчаные формы, имеют множество скрытых дефектов. Многоразовые формы постепенно изнашиваются, крупные производители могут продавать оснастку мелким фирмам – в результате на рынок выходят детали с несоответствующими оригиналам размерами.
Диски и барабаны проходят цикл термической и механической обработки, позволяющей довести характеристики до требуемых значений. Точность обработки зависит от состояния оборудования – мелкие производители часто выпускают диски и барабаны с большим разбросом по размерам. На финишном этапе производства продукция проходит контроль качества, который жестче у крупных поставщиков на вторичный рынок и конвейеры.
Тормозные диски визуально оценить сложно, проблемы проявляются только при эксплуатации. Хотя мелкие дефекты литья, характерные для песчаных форм, будут видны даже после механической обработки. На поверхности не допускаются каверны, напоминающие следы от укола иглой и являющиеся видимой частью дефекта. Тонкий «прокол» ведет к большой пустоте в металле, которая вскроется после начала эксплуатации диска.
При использовании низкокачественного металла диски быстро изнашиваются или коробятся при нагреве. Любой диск боится перепада температур – если после интенсивного торможения въехать в лужу, то практически наверняка диски «поведет», что приведет к появлению биения на педали тормоза при нажатии или вибрации, передаваемой на кузов автомобиля. Приобретать диск с перфорацией нет смысла – отверстия появились в эпоху использования асбестовых накладок и были необходимы для отвода газа, образующегося при работе тормозов. После перехода на материалы без асбеста отверстия остались как элемент декора, который в российских условиях быстро забивается грязью. При использовании некачественного чугуна и нарушении технологии литья отверстия становятся концентраторами напряжений. В случае перегрева диска от отверстий начинают идти сквозные трещины.
Основные рекомендации
Следует приобретать компоненты тормозной системы в крупных магазинах запчастей, подбирая детали по VIN автомобиля. На ряде машин тормоза могли дорабатываться предыдущими владельцами, поэтому при первом обслуживании системы у нового собственника могут быть проблемы с подбором деталей. В большинстве случаев доработки тормозов видны невооруженным взглядом, при покупке подержанного автомобиля целесообразно заранее уточнить объем переделок.
Не следует приобретать дешевые тормозные колодки и диски или детали от известных брендов по явно заниженной цене – велик риск покупки подделки. На форумах владельцев всегда можно найти информацию о названии официального поставщика деталей на конвейер. Поскольку диски или колодки в оригинальной упаковке стоят дорого, то можно брать такие же комплектующие в таре производителя – разница в цене составит до 50% и больше. При установке новых дисков или барабанов обязательно нужно менять колодки.
Заключение
При подборе тормозных дисков, барабанов и колодок следует пользоваться оригинальными каталогами, позволяющими найти номера деталей по VIN или модели автомобиля. Не следует покупать заведомо дешевые детали или продукцию малоизвестных компаний. Для снижения риска следует совершать покупки в крупных магазинах, а монтаж деталей производить в сервисе – опытный мастер зачастую сразу определяет качество компонентов тормозной системы.