Барабанные тормоза: устройство и ремонт своими руками

Барабанные тормоза: устройство и ремонт своими руками

На автомобилях используются тормозные механизмы дискового и барабанного типа. Барабаны встречаются на задних осях машин бюджетной категории, мотоциклах, а также на коммерческой технике. Барабаны имеют хорошую защиту от грязи, хотя и не отличаются эффективностью работы, что и ограничивает их применение. 
Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться

Конструкция

Рабочая поверхность тормоза выполнена на внутренней части чугунного или алюминиевого барабана. Если корпус барабана выполнен из алюминия, то внутри установлена чугунная вставка. Колодки прижимаются при помощи гидравлического цилиндра, прикрепленного к основанию механизма. Сзади механизм закрыт щитом для предотвращения попадания грязи. В барабане есть отверстие для ручной регулировки зазора, хотя в процессе эксплуатации тормоза автоматически корректируют износ накладки. Барабанные тормоза могут находиться внутри диска и использоваться для фиксации автомобиля на стоянке.
Колодки закреплены одной стороной на опоре на щите, на второй конец воздействует поршень цилиндра. Есть модификация тормозов с двумя односторонними цилиндрами, каждый из которых действует на свою колодку. При нажатии на педаль давление жидкости выдвигает поршень и передается на колодки, которые поворачиваются на осях и прижимаются к поверхности барабана. В конструкции имеются стяжные пружины, возвращающие колодки в исходное положение после снятия ноги с педали тормоза и предотвращающие самопроизвольное смещение колодок внутри барабана. Для работы механизма в режиме стояночного тормоза на одной из колодок имеется рычаг, при поднятии ручки в салоне колодки прижимаются к барабану.
Между колодками установлена распорная планка, при помощи которой регулируется положение колодок и зазор. В планке имеется винт с втулками с противоположной нарезкой и зубчатым колесиком. При вращении колесика через отверстие в барабане планка меняет длину – метод позволяет развести колодки после замены. Основной проблемой барабанов является неравномерный контакт фрикционного слоя с барабаном, а также плохое охлаждение. С другой стороны – закрытая конструкция неплохо защищает детали от внешних загрязнений, взамен механизмы забиваются фрикционной пылью.

Ресурс

Поскольку барабаны используются на задней оси, то износ колодок на легковых автомобилях достаточно медленный. Зачастую колодки выдерживают свыше 100 тыс. км и требуют замены из-за старения и отслоения фрикционного слоя. Износ барабанов во многом зависит от условий эксплуатации и качества материала, обычно детали меняют на 100-120 тыс. км. Критерием для замены является остаточная толщина барабана. Образующаяся при работе пыль может забить венец кольца, используемого для работы датчика вращения. В ряде случаев из-за грязи система ABS фиксирует ошибку по датчикам с включением контрольной лампы в щитке приборов.

Разборка

Для обслуживания или ремонта требуется установить автомобиль на домкрат или подъемник, снять колесо и сдернуть с места барабан, предварительно сведя колодки вращением диска на планке. Для снятия колодок требуется предварительно отстегнуть трос ручного тормоза и плоскогубцами снять пружины, удерживающие колодки на пальцах. У большинства владельцев наибольшие сложности возникают именно при снятии прижимных пружин – нужно повернуть диск до момента снятия его со стержня, одновременно удерживая рукой направляющую с противоположной стороны щита.
После снятия пружин можно стянуть колодки, аккуратно выведя их из зацепления с тормозным поршнем. После этого нужно очистить внутреннюю часть механизма от пыли, уделив особое внимание задающему диску датчика ABS (при наличии такой системы на автомобиле). Если на щите или других деталях механизма имеются следы течи тормозной жидкости, то нужно найти место утечки (как правило, виновником является тормозной цилиндр).
Снятые колодки отделяют от пружин и распорной планки, которую нужно разобрать и промыть. Винт планки заклинивает из-за попадания грязи и влаги. Нужно оценить состояние тормозного щита, при сильной коррозии деталь придется менять – в ряде случаев из-за ржавчины появляются проблемы с защитой тормоза от воды и грязи. Наличие борозд на колодках и барабанах при допустимой остаточной толщине не является неисправностью. 

Гидравлика

Одним из распространенных дефектов барабанных механизмов является заклинивание поршня в цилиндре из-за попадания грязи. Водитель обратит внимание на неисправность из-за неравномерной работы тормозов и общего ухудшения тормозной динамики. Как правило, восстановить подвижность поршня не удается из-за имеющихся задиров. Оптимальное решение – установка нового цилиндра в сборе с поршнем с последующей прокачкой тормозной системы.

Сложности при разборке

В процессе эксплуатации на кромке рабочей части образуется бортик. При сильном износе снятие барабана с колодок усложняется – длины хода распорной пластины не хватает для сведения. Кроме того, при сильном износе возможен чрезмерный выход поршня, приводящий к повреждению манжеты или течи жидкости. Бортик на барабане может повредить фрикционный слой на колодках при неаккуратном снятии. Если барабаны имеют допустимую остаточную толщину, то можно сточить бортик. После механической обработки барабан легко ставится на место. 

Сборка

Для сборки нужно соединить колодки обратной пружиной и вставить в монтажный паз распорную планку. Затем всю конструкцию навешивают на щит и надевают на рычаг скобу троса стояночного тормоза. Если на стадии ремонта менялся тормозной цилиндр, то его нужно заранее установить на место без затяжки болтов – окончательную затяжку производят после центрирования колодок по месту.
Самый сложный момент при сборке – установка прижимных пружин на направляющие. На стержнях, которые вставляют с тыльной части щита в штатные отверстия, есть прорези. Нужно взять пружину плоскогубцами, надеть на направляющую и сжать до момента входа стержня в отверстие, а затем провернуть фиксирующий диск. При отсутствии навыков ремонта процедура занимает много времени – нужно одновременно держать направляющую, сжимать пружину и не допускать смещения колодок. На финишном этапе ставят нижнюю пружину и надевают барабан, после чего регулируют стояночный тормоз при помощи распорной планки.

Заключение

Ревизия барабанных тормозов является одним из этапов обслуживания автомобиля. Ресурс колодок зависит от условий эксплуатации и, как правило, в 2-3 раза превышает срок службы колодок дисковых механизмов. Рекомендуется не реже раза в год вскрывать барабаны и очищать детали от продуктов износа, параллельно проверяя герметичность тормозной системы – течи жидкости не допускаются.
Подписка успешно добавлена
Удалить статью?