Замена рулевого колеса

Замена рулевого колеса

Начиная с 1898 года, рулевое колесо является обязательным элементом управления практически всех автомобилей. В простейшем виде это устройство состоит из центральной ступицы со шлицами, жёсткого обода с декоративно-защитным покрытием и одной либо нескольких спиц, соединяющих обод со ступицей. В таком виде его замена не представляет проблемы. Однако при замене детали на современных моделях транспортных средств можно столкнуться с определёнными сложностями.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться
Это связано с тем, что устройство рулевого колеса постепенно усложнялось, и сейчас конструкция подобных деталей, кроме уже упомянутых компонентов, дополнена:
  • Выключателем звукового сигнала.
  • Кнопками, используемыми для управления различным дополнительным оборудованием (акустической системой, круиз-контролем и т. д.).
  • Токопередающим устройством.
  • Подушкой безопасности.
Наличие этих комплектующих затрудняет работы по демонтажу рулевого колеса, зачастую делая невозможным его замену на другую понравившуюся модель изделия.
Тем не менее, потребность в снятии/установке руля всё же может возникнуть в случаях, когда:
  • Деталь получила механические повреждения.
  • Производится замена рулевой колонки.
  • Автовладелец пожелал обтянуть руль новыми декоративными материалами.
Вне зависимости от причин, по которым возникла необходимость в выполнении не самой простой работы, действовать следует аккуратно.

Последовательность выполнения работ

Рекомендуется действовать в строго определённой последовательности. Для безопасного достижения желаемых результатов придётся:
  1. Отключить установленную в руле подушку безопасности.
  2. Отсоединить жгуты электропроводки.
  3. Снять панель, закрывающую подушку безопасности и другую электронную и механическую начинку рулевого колеса.
  4. Демонтировать подушку безопасности.
  5. Отвернуть гайку, фиксирующую деталь на шлицах рулевой колонки.
  6. Снять рулевое колесо.
Из-за разницы конструкции автомобилей, единых рекомендаций по выполнению процедур дать не получится. Можно лишь указать, в каком направлении следует действовать.

Отключение подушки безопасности

Здесь, как уже было отмечено, многое зависит от марки и модели машины. Последние модификации, выпускаемые немецкими компаниями Ауди, Фольксваген, БМВ, Мерседес-Бенц или Опель оснащаются специальными выключателями. Подобные устройства могут располагаться в разных местах – в торцах панели приборов, внутри бардачка, под одной из съёмных панелей обивки. Необходимо найти и задействовать такой выключатель. Этого будет достаточно для того, чтобы исключить возможность срабатывания подушки безопасности. 
Если выключатели не предусмотрены конструкцией, придётся:
  1. Вынуть предохранитель, отвечающий за работу подушки безопасности.
  2. Отключить аккумулятор. Достаточно скинуть провод с минусовой клеммы.
  3. Снять защитный кожух рулевой колонки.
  4. Отсоединить разъём, с помощью которого провода, идущие от подушки безопасности, подсоединяются к основному жгуту электропроводки.
Для выполнения этих работ нужно располагать достоверной электрической схемой конкретной модели и модификации транспортного средства.

Отсоединение жгутов электропроводки

Только отключив подушку безопасности можно переходить к следующему этапу работ. Он представляет сложность в том плане, что даже достоверная электрическая схема не даёт представления о том, где расположены разъёмы электропроводки. Тем не менее, эти разъёмы придётся найти и отсоединить. Не исключено, что для этого придётся разобрать обшивку панели приборов. 

Снятие защитно-декоративной панели

Эта деталь, чаще всего выполненная из пластика, может крепиться к рулевому колесу разными способами:
  • С помощью винтов или саморезов, спрятанных под декоративными заглушками.
  • Пластиковыми клипсами.
  • Пружинными защёлками.
Наибольшую трудность представляет собой извлечение клипс. Эти хрупкие комплектующие легко повреждаются, поэтому целесообразно заранее запастись комплектом новых клипс. Удалив крепёж, следует аккуратно снять панель.

Демонтаж подушки безопасности

Этот узел, как правило, крепится к площадке рулевого колеса болтами или винтами, на которых имеются заводские пломбы. Удаление пломб приведёт к потере права на гарантийное обслуживание в случае появления проблем в работе подушки безопасности. Отсутствие пломб говорит о том, что узел уже снимался ранее.
Демонтировать устройство следует предельно аккуратно, не оказывая на него давления и не создавая ударных нагрузок, которые могут привести к срабатыванию датчика и раскрытию подушки даже при отсутствии напряжения.

Отворачивание гайки

Сначала придётся снять гайку со стопора, в качестве которого, чаще всего, используется загнутая с краёв металлическая пластина. Поле этого будет необходимо:
  1. Надёжно зафиксировать обод рулевого колеса. Сил на то, чтобы удерживать его руками хватит далеко не у каждого.
  2. Воспользовавшись торцевой головкой или накидным гаечным ключом подходящего размера, отвернуть гайку.
  3. Снять расположенные под гайкой шайбу и стопор.
Чтобы не повредить детали, рекомендуется действовать аккуратно.

Снятие рулевого колеса

Ступица плотно напрессована на шлицы рулевой колонки. Чтобы сдвинуть её с места, нужно приложить значительное усилие. Для демонтажа детали лучше всего воспользоваться специальным съёмником, конструкция которого схожа с конструкцией аналогичных устройств, применяемых для снятия шкивов. Такие инструменты есть в наличии автосервисов.
Некоторые источники рекомендуют применять деревянные или резиновые молотки. Однако в этом случае ступицу может перекосить на шлицах, что существенно затруднит снятие рулевого колеса. Чтобы избежать проблем, лучше обратиться в СТО.

Монтаж узла

Работы по установке нового или использовавшегося ране рулевого колеса выполняются в обратном порядке:
  1. Колесо устанавливается на шлицы вала.
  2. Гайка затягивается с усилием, указанным в технической спецификации автомобиля.
  3. Монтируется подушка безопасности.
  4. Устанавливается защитная панель.
  5. Включается подушка безопасности, либо снова подключаются разъёмы электропроводки и аккумулятор. Ставится на место предохранитель.
После этого необходимо убедиться в том, что всё оборудование работает исправно. Не исключено, что в памяти ЭБУ могут появиться коды ошибок, которые придётся стереть, воспользовавшись сканером, используемым для проведения компьютерной диагностики.

Дополнительные рекомендации

Ввиду определённой сложности работ рекомендуем, прежде чем браться за дело, внимательно изучить техническую документацию по ремонтируемой модели автомобиля. Это позволит трезво оценить свои возможности, заранее приобрести необходимые инструменты и комплектующие.
Помните, что замена штатного рулевого колеса на деталь иной конструкции рассматривается как внесение изменений в конструкцию автомобиля на что, в соответствии с действующим законодательством, придётся получить документально подтверждённое разрешение разработчиков техники. 

Заключение

Выполнить работы по замене рулевого колеса на современном автомобиле значительно сложнее, чем на машинах, выпускавшихся 40 – 50 лет назад. Поэтому, если вы не располагаете необходимыми инструментами, знаниями и навыками, лучше обратитесь за помощью в технический центр, где работают квалифицированные специалисты. Да, за работу придётся заплатить. Но это обойдётся дешевле, чем покупка новых комплектующих и ремонт в случае повреждений, полученных в результате неправильных действий. И это не говоря о том, что сработавшая при выполнении работ подушка безопасности способна нанести человеку серьёзные травмы.
Подписка успешно добавлена
Удалить статью?