Причиной появления стука после замены масла и фильтра является использование поддельных расходных материалов. Бракованный масляный фильтр может вызвать падение давления, что легко обнаруживается по горящей контрольной лампе. Посторонние звуки указывают на необходимость срочной остановки двигателя, поиска и устранения причин проблемы.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!
Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий
Подписаться
Общие сведения
Замена масла является простой процедурой – достаточно слить отработавшее масло и залить свежее, параллельно заменив фильтр. В ряде случаев необходима установка новой прокладки или замена пробки сливного отверстия. Для проверки уровня на большинстве двигателей имеется щуп, иногда вместо щупа используется датчик с выводом информации на дисплей в щитке приборов. Недостаточный уровень никогда не является источником стука, разве что при заливке в двигатель всего 30-40% от нормативного объема масла, что вызовет недостаточную подачу смазки насосом.
Следует учесть, что масляное голодание даже при недостаточном уровне возникает не всегда – перебои с подачей масла будут при захвате насосом воздуха. Также избыточный уровень не влияет на давление в системе и не может быть причиной стука. Большое количество масла приводит к активному пенообразованию (барботажу смазки шатунами и прочими подвижными деталями двигателя) и попаданию масла в цилиндры с последующим выгоранием с образованием твердых отложений. Высокое давление картерных газов приводит к течи масла через сальники.
Вязкость масла
Причиной стука может быть некачественное или неподходящее по вязкости моторное масло. Шум может появляться в момент пуска, при прогреве или при достижении рабочей температуры – все зависит от конкретной ситуации и состояния двигателя. Решение в данной ситуации одно – замена масла на подходящее по допускам и вязкости. Если стук остается, то нужно детально проверять двигатель и готовиться к капитальному ремонту.
Иногда стучать могут гидрокомпенсаторы, которые не могут нормально работать из-за износа. В этом случае рекомендуется установить новые гидрокомпенсаторы и забыть о проблеме. Источником стука могут быть регуляторы фаз, не рассчитанные на использование залитого в двигатель масла. Проблемы по регуляторам фаз легко определяются компьютерной диагностикой. После заливки масла с требуемыми производителем двигателя характеристиками проблема исчезает, хотя иногда приходится менять изношенные регуляторы фаз.
Фильтр
При использовании низкокачественного или поддельного фильтра возможны проблемы с очисткой масла, а также падение давления в системе смазки. После обслуживания и первого пуска двигателя контрольная лампа давления гаснет еще на стадии прокрутки вала стартером или через пару секунд после пуска. Если лампа не отключается, то двигатель нужно сразу глушить и менять фильтр. Эксплуатация двигателя с недостаточным давлением масла не допускается. Если фильтр плохо очищает масло, то это никак не сказывается на шумах.
Другие причины
Иногда владельцы ошибочно связывают появление стука с заменой масла. Например, при износе шатунных коренных шеек стук может фиксироваться в определенном диапазоне оборотов, по мере истирания вкладышей шум будет прослушиваться при все более низких частотах вращения коленчатого вала. Причем процесс износа идет достаточно быстро – возможно, что замена масла просто совпала по времени с необходимостью капитального ремонта двигателя.
Понять источник стука может только опытный водитель или мастер, определить причину износа можно только после разборки двигателя. Вкладыши выходят из строя по естественным причинам, а также масляного голодания.
Подача масла может оказаться недостаточной из-за проблем с насосом либо падения давления в магистрали. Причин падения давления много, причем некоторые из них связаны со специфической конструкцией конкретного двигателя. Классический пример, давление масла на двигателе BMW M43B19 может снижаться из-за проблем с балансирными валами – слабым местом в конструкции, в общем-то, надежного и долговечного двигателя.
Распространенная ситуация – двигатель начинает постукивать, и владелец переходит на масло с большей вязкостью. Методика позволяет временно компенсировать износ деталей, хотя современные масла отличаются высокой текучестью даже при больших значениях вязкости. При появлении стука нужно как можно быстрее ремонтировать двигатель, а не пытаться устранить звук за счет густого масла. Своевременный ремонт позволит снизить затраты – при дальнейшей эксплуатации вкладыши провернет, в результате появятся задиры на шатунах и шейках коленчатого вала, который не всегда допускает шлифовку под ремонтный размер.
Стук может появиться после промывки двигателя с большим пробегом, эксплуатировавшего на маслах разного типа. Промывка содержит присадки, активно растворяющие отложения. В результате благая идея оказывается вредной – частицы отложений попадают в каналы системы смазки и повреждают насос. В результате после заливки свежего масла с требуемыми заводом-изготовителем двигателя характеристиками мотор работает со стуком. Причина – масляное голодание, устранить которое можно только после разборки двигателя. Современные масла имеют хорошие моющие характеристики, и при замене нет смысла заливать в картер промывки. Также промывка не требуется при переходе на другой сорт масла – пакеты присадок совместимы, а при замене в картере всегда остается часть масла. В итоге происходит смешивание свежего масла с остатками промывки, об этом тонком моменте любители промывок не вспоминают.
Заключение
Кратковременный стук при первом пуске двигателя после замены масла не является проблемой. Если шум не исчезает через несколько секунд и прослушивается при дальнейшей эксплуатации, то требуется проверка мотора. В лучшем случае придется еще раз поменять масло и фильтр, хотя нельзя исключать и наличие проблем с двигателем, устранить которые можно только путем капитального ремонта.