Почему свистит ремень генератора: обнаружение и устранение неисправностей

Почему свистит ремень генератора: обнаружение и устранение неисправностей

Посторонние шумы, возникающие при работе узлов и агрегатов автомобиля - доставляют немало проблем водителю и пассажирам. Одним из источников неприятных звуков нередко становится приводной ремень генератора. Издаваемый этим устройством характерный свист не просто создаёт чувство дискомфорта. Он может являться симптомом неисправности.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться

Устройство и назначение

Ремённые приводы, если верить документальным источникам - впервые появились в XIV веке. Их начали применять в конструкции прядильных и ткацких станков. Постепенно сфера применения существенно расширилась. Со временем первые ремешки, изготовленные из ткани или кожи, стали использовать для того, чтобы передавать вращение от паровых машин к механизмам различного назначения.
Принцип действия ремённой передачи довольно прост. В нашем случае гибкий элемент (приводной ремень) – пропускается через два или более фрикционных колеса, которые принято именовать шкивами, и натягивается, создавая сцепление за счёт силы трения. В результате при вращении одного шкива крутящий момент передаётся на другие шкивы, и те тоже начинают вращаться.
Сыгравшие значительную роль в развитии техники, клиновые и постепенно пришедшие им на смену поликлиновые ремни, и сегодня активно используются в машиностроении. На автомобилях с их помощью приводится в действие, устанавливаемое на моторах различное навесное оборудование:
  • электрические генераторы;
  • насосы, перекачивающие охлаждающую жидкость;
  • компрессоры, обеспечивающие циркуляцию хладагентов в кондиционерах;
  • вентиляторы системы охлаждения;
  • насосы гидроусилителей руля.
Изготавливаемые из армированной резины ремни стоят относительно недорого – оно хотя и надёжны, но имеют ограниченный срок службы. Периодически, в соответствии с требованиями технического регламента, их следует менять. В некоторых случаях, по разным причинам, компоненты привода могут выйти из строя ранее положенного срока.
Поскольку нас, в первую очередь интересует, почему свистит ремень генератора, именно этот вариант привода мы и рассмотрим. В зависимости от особенностей конструкции, подобная передача состоит из:
  • ведущего шкива, закреплённого на коленчатом валу ДВС;
  • клинового или поликлинового ремня определённой длины и профиля;
  • ведомого шкива, установленного на валу генератора;
  • одного или нескольких успокоительных (их ещё иногда называю обводными) роликов;
  • регулирующего устройства, изменяющего усилие натяжения.
Иногда ремённая передача может приводить в действие не только генератор, но и другие вспомогательные устройства.
Это общая, ознакомительная информация, необходимая для понимания сути вопроса. Закончив с ней, перейдём к практической части и разберёмся с тем, из-за чего может свистеть ремень генератора, и что можно предпринять для устранения неприятного шума. 

Каким бывает свист

Начнём с того, что свист бывает разным:
  1. Постоянным. Его появление не зависит от режимов работы силового агрегата и других механизмов автомобиля.
  2. Периодическим, возникающим при изменении нагрузок на двигатель, включении или выключении какого-либо оборудования.
Каждый из этих случаев целесообразно рассмотреть отдельно.

Постоянный свист

Непрекращающийся звук, раздающийся из-под капота автомобиля с момента запуска мотора, явление крайне неприятное. Среди вероятных причин его появления:
  • слабое натяжение ремня;
  • выход из строя одного из подшипников в системе привода;
  • неисправность автоматического натяжителя (если таковой имеется);
  • попадание на шкивы масла или охлаждающей жидкости;
  • износ ремня.
В любом случае, чтобы обнаружить источник проблем, придётся провести диагностику.

Слабое натяжение

Для проверки достаточно нажать большим пальцем на ремень в той его части, где расстояние между шкивами наиболее велико. Проседание не должно превышать 0,5 см. В противном случае натяжение придётся увеличить. Для этого, как правило, предпринимают следующие действия:
  1. Ослабляют болт на скобе регулятора.
  2. С помощью рычага, в качестве которого можно использовать монтажку, оказывают давление на корпус генератора.
  3. Убедившись, что ремень натянут - затягивают болт.
После этого, если проблема была именно в натяжении, свист должен пропасть.

Выход из строя подшипника

Прежде всего, необходимо выяснить, какой из подшипников неисправен. Для этого лучше всего воспользоваться медицинским стетоскопом. С помощью этого прибора прослушивают проблемные зоны и обнаруживают «виновника». Тут возможны варианты. Из строя могут выйти подшипники:
  • генератора;
  • автоматического натяжителя;
  • обводящих роликов;
  • другого навесного оборудования, приводимого в действие ремённой передачей.
Иногда, если подшипник доступен для обслуживания, удаётся решить проблему, нанеся на его шарики или ролики смазку. Однако практика показывает, что такого ремонта хватает ненадолго. Чтоб полностью избавиться от свиста, вышедшую из строя деталь придётся заменить.

Неисправность натяжителя

Поломка механизма, автоматически регулирующее усилие натяжения - явление довольно распространённое. Определить причину, как и в случае с подшипниками, поможет стетоскоп. Конструкция натяжителя, как правило, не предусматривает возможности ремонта. Вышедший из строя узел придётся заменить.

Масло или охлаждающая жидкость на шкивах

Чтобы выявить подобную поломку, достаточно провести рукой по внутренней стороне ремня. Если на ней будут обнаружены следы смазки или антифриза, придётся:
  • первым делом, обнаружить и устранить течь - без этого все дальнейшие усилия будут напрасными;
  • демонтировать и отправить в мусорное ведро старую деталь, поскольку она уже непригодна для дальнейшей эксплуатации;
  • очистить от загрязнений и обезжирить шкивы - для этой цели подойдет бензин или спирт;
  • установить новый ремень.
В результате, если всё сделано правильно, свист должен прекратиться.

Износ ремня

Изделия, выпускаемые разными производителями, имеют неодинаковый эксплуатационный ресурс. Одни служат в точном соответствии с техническим регламентом. Другие выходят из строя ранее положенного срока. При визуальном осмотре могут быть обнаружены:
  • разрушение корда;
  • сильные потёртости;
  • трещины на внутренней (рабочей) поверхности.
Во всех случаях ремень генератора непригоден для дальнейшей эксплуатации, и его придётся заменить.

Периодический свист

Источником проблем, как и в случае с постоянным свистом, могут быть слабое натяжение или износ ремня. Порядок действий, необходимый для устранения поломки, тот же, что указан выше. 
Однако встречаются и иные причины:
  • Если неприятный звук возникает при вращении рулевого колеса, то, с высокой долей вероятности, всё дело в неисправности насоса гидроусилителя. Потребуется провести диагностику и ремонт узла.
  • Свист, появляющийся при включении кондиционера, сигнализирует о неисправности компрессора или засорении каналов системы, по которым циркулирует хладагент. В этом случае вам потребуются услуги по ремонту климатического оборудования.

Своевременное и правильное обслуживание автомобиля позволяет избежать этих неприятностей.

Заключение

Следите за состоянием привода генератора. При посещении сервисных центров требуйте от сотрудников проведения диагностики. Помните о том, что и сама деталь, и её замена стоят недорого, а вот обрыв ремня в пути может доставить вам массу неприятностей.

Подписка успешно добавлена
Удалить статью?