Попадание дизельного топлива в
картер двигателя внутреннего сгорания приводит к падению давления в системе смазки. Такая неисправность может стать причиной серьёзных поломок, приводящих к выходу мотора из строя. Между тем причины, по которым солярка поступает в масло, не всегда очевидны. Даже опытным специалистам по ремонту автотранспорта не всегда удаётся обнаружить источник проблем.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!
Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий
Подписаться
Симптомы неисправности
Существует несколько признаков того, что дизтопливо попадает в систему смазки. Необходимо срочно принимать меры, если:
- Увеличился уровень на контрольном щупе. Следует помнить, что солярка, в отличие от антифриза - при смешении с маслом не образует эмульсии.
- При извлечении щупа из гнезда чувствуется сильный запах, характерный для дизельного топлива.
- Датчики регистрируют падение давления в системе смазки.
В отдельных случаях при работе ДВС может возникать детонация и происходить вспышки скопившихся в картере топливных паров.
Если вы обнаружили хотя бы один из этих признаков, двигателю вашего автомобиля срочно требуется диагностика и возможно - ремонт. Медлить нельзя. Присутствие солярки в моторном масле становится причиной разрушения:
- поршневых колец;
- зеркал цилиндров;
- шеек коленчатых, распределительных и промежуточных валов;
- шатунных и коренных вкладышей;
- подшипников;
- зубчатых передач.
Страдают и другие детали, для работы которых необходима постоянная подача смазки.
Методы диагностики
Есть несколько способов определить наличие солярки в моторном масле. Каждый из них требует определённых навыков.
- Нанести каплю смазочного материала на лист бумаги. Если всё в порядке, то при растекании капли в центре образуется тёмное пятно – смазка, а по краям более светлый, чуть заметный ореол. Но если вы наблюдаете хорошо видимый ореол, очерченный тёмным контуром, значит - в картере присутствует солярка.
- Капнуть масло в воду. При этом качественная смазка сохранит каплевидную форму, а дизтопливо растечётся по поверхности воды тонкой плёнкой.
- Налить небольшое количество исследуемой масляной смеси в тигель и нагреть на открытом огне. При наличии значительного количества солярки, вспышка произойдёт при температуре 150 – 180 °C. Чистое масло даёт вспышку при температуре 200 °C или более.
Если вы новичок в этом деле, то применяемые опытными механиками тактильные методы, вроде растирания смазки между пальцами, не дадут желаемого результата.
Вероятные неисправности
Но перейдём к главному. К причинам, по которым солярка попадает в моторное масло. В действительности таковых множество, но наиболее распространённых всего пять:
- Нарушение герметичности ТНВД.
- Утечка солярки через распылители топливных форсунок.
- Трещина (трещины) в головке блока цилиндров.
- Некорректная работа системы регенерации и очистки выхлопных газов.
- Плохой или неравномерный прогрев мотора.
О каждом из перечисленных случаев имеет смысл поговорить подробнее.
Нарушение герметичности ТНВД
Чаще всего всё дело в износе сальников, повреждение которых удаётся обнаружить только после демонтажа топливного насоса высокого давления. Однако свою лепту могут внести - износ плунжерных пар и неисправность регулирующих клапанов. Как следствие, ТНВД подлежит замене или переборке, в ходе которой на место вышедших из строя деталей устанавливают исправные.
Утечка солярки через распылители топливных форсунок
Для выявления проблемы необходима проверка форсунок на диагностическом стенде, позволяющая определить - при каком давлении дизтопливо начинает поступать в цилиндры. Если виновником оказывается загрязнённый распылитель, можно ограничиться его промывкой. Во всех остальных случаях потребуется замена неисправных комплектующих.
Трещина (трещины) в головке блока цилиндров
Обнаружить подобную неисправность, проведя визуальный осмотр, удаётся далеко не всегда. Удовлетворительные результаты дают только сложные методы дефектоскопии. Для проведения диагностики - ГБЦ приходится демонтировать. В некоторых случаях трещины удаётся заварить. После проведения восстановительных работ головку следует подвергнуть опрессовке.
Некорректная работа системы регенерации и очистки выхлопных газов
К плачевным результатам приводит непродуманное вмешательство в работу сажевых фильтров. В электронный блок управления ДВС заложена программа, следящая за состоянием фильтрующих элементов. Она периодически очищает их от скопившихся загрязнений. Делается это за счёт активации режима прожигания, подразумевающего увеличение подачи топлива и вывода мотора на определённый режим.
Проблемы возникают по следующим причинам:
- сажевый фильтр полностью забит или повреждён;
- в процессе перепрошивки электронного блока управления на него установлено неподходящее программное обеспечение;
- фильтрующий элемент безграмотно удалён.
Во всех перечисленных ситуациях через систему регенерации выхлопных газов солярка может попадать в масло.
Плохой прогрев
Не набравший рабочей температуры мотор потребляет обогащённую топливную смесь. Если этот процесс занимает слишком много времени, то достаточное количество несгоревшей солярки, прямо из цилиндров, попадает в систему смазки - оказывая негативное влияние на работу мотора.
Заключение
Владельцам автомобилей с дизельными двигателями рекомендуется внимательно следить не только за уровнем, но и за состоянием моторного масла в картере. При обнаружении остаточных следов дизтоплива необходимо сразу принимать меры для устранения поломки. Если не сделать это своевременно, затраты на ремонт могут оказаться сравнимы со стоимостью нового силового агрегата.