Почему повышается расход топлива и как это исправить

Почему повышается расход топлива и как это исправить

Расход топлива определяется производителем в рамках сертификационных или иных испытаний и является больше справочной информацией. В реальных условиях автомобили всегда расходуют на 10-40% больше горючего, что обусловлено условиями эксплуатации и не указывает на наличии неисправности. Проблемой является постоянный перерасход топлива, вне зависимости от температуры воздуха и интенсивности потока транспорта.

Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться

Общие сведения


До середины 80-х гг. на рынке преобладали бензиновые двигатели с карбюраторной системой питания или дизели с механическим насосом. Затем началось постепенное внедрение электронных систем управления – появились системы распределенного или прямого впрыска бензина. А вместо механических насосов на дизелях стали использовать насос-форсунки, вытесненные системой Common Rail с повышенным давлением впрыска.

Для каждой модели автомобиля определяется расход топлива, который указывается в паспорте и является больше справочной информацией. Например, для гибридов PHEV расход составляет всего 0,5-1 л на 100 км, но оно достижим только в городе до момента разряда батарей. Затем машина движется на ДВС и расходует в разы больше топлива. Кроме того, экономичность любого автомобиля зависит от условий эксплуатации, навыков и темперамента водителя, технического состояния машины (бензонасос, топливные шланги) и ряда прочих факторов.

Условия эксплуатации


После холодного старта двигатель работает в неоптимальном режиме на обогащенной смеси, что негативно сказывается на расходе топлива. Подобный эффект ярко выражен при отрицательной температуре воздуха при поездках на короткие расстояния. В результате расход может увеличиться в 2-3 раза по сравнению с паспортными или привычными водителю цифрами. При этом при поездках на большие расстояния расход снижается и приближается к паспортным значениям.

Резкие ускорения и движение на высоких оборотах способствуют увеличению расхода. Например, достаточно включить бортовой компьютер в режиме мгновенного расхода — при резком разгоне на дисплее будут отображаться цифры 50-60 л на 100 км и более. На части автомобилей индикация мгновенного расхода ограничена – в пиковом режиме компьютер не покажет свыше 49,9 л на 100 км. Отказ от резких разгонов, снижение скорости движения и своевременное переключение на повышающую передачу позволят приблизить расход к заводским цифрам.

Неисправность системы нейтрализации ОГ


Современные автомобили оснащены каталитическим нейтрализатором с двумя датчиками концентрации кислорода (также в системе выпуска ставится сажевый фильтр). При разрушении или оплавлении керамической части нейтрализатора либо неисправности датчика концентрации кислорода нарушается нормальное смесеобразование и отвод выхлопных газов. В результате увеличивается расход топлива, двигатель переводится в режим аварийной работы. Лампа Check Engine включается не в каждом случае, для определения причин увеличения расхода требуется детальная диагностика.

Разрушение нейтрализатора обнаруживается через отверстие для первичного датчика кислорода, выход из строя самого датчика фиксируется в виде ошибки. Способ ремонта – замена датчика и нейтрализатора либо удаление нейтрализатора с установкой пламегасителя и перепрограммированием блока управления на прошивку стандарта Евро-2 и ниже. Поскольку оригинальный нейтрализатор стоит дорого и не всегда поставляется в запчасти, то практикуется установка «обманки» - мини-нейтрализатора вокруг вторичного датчика с сохранением штатной прошивки блока управления двигателем.

Шины


Снижение давления ниже рекомендованного значения приводит к увеличению сопротивления качению колеса с одновременным сокращением ресурса покрышки. Если автомобиль не оснащен датчиками давления, то рекомендуется через 500-1000 км проверять значение давления манометром и подкачивать шины. Постоянный уход воздуха указывает на наличие постороннего предмета в покрышке или коррозию обода стального диска – частое явление после сезонного хранения колес в сборе.

Использование колес с нестандартной размерностью также негативно влияет на расход топлива из-за повышенного сопротивления качению или изменения дорожного просвета в большую сторону, что приводит к ухудшению аэродинамических характеристик автомобиля.

Неисправность тормозов


Нередко причиной повышенного расхода является подклинивание поршня или суппорта тормозного механизма. Колодка остается в контакте с диском, что приводит к увеличению сопротивления качению и перегреву механизма. Водитель замечает проблему достаточно поздно, когда на диске появляются следы перегрева. На ряде автомобилей при подклинивании тормозов передних ведущих колес увеличивается температура масла в двигателе.

Возможно несколько причин появления проблемы – заедание поршня из-за коррозии кромки или заклинивание суппорта на направляющих. Поврежденный коррозией поршень необходимо менять, попытки разработать поршень и удалить ржавчину дают временный эффект. Направляющие суппорта очищают грязи и коррозии, а затем смазывают (если таковая процедура предписана производителем). Нередко направляющие или пыльники приходится менять из-за сильного износа.

Зажигание


Неисправность одной или нескольких свечей (а скорее – индивидуальной катушки или модуля зажигания) приводит к появлению пропусков воспламенения. Двигатель теряет мощность, лампа Check Engine включается в мигающем или постоянном режиме. Расход топлива увеличивается незначительно, но появляется другая проблема – выброс рабочей смеси в каталитический нейтрализатор с последующим сгоранием, что приводит к перегреву и оплавлению керамической части.

Пропуски зажигания могут появиться при нарушении регламента обслуживания или установке низкокачественных свечей – увеличение зазора сверх допустимого предела перегружает катушки, а напряжение недостаточно для пробития увеличенного воздушного зазора. Считывание ошибок позволяет точно идентифицировать неработающий цилиндр, ремонт заключается в замене свечи или катушки. На ряде двигателей используются модули зажигания на несколько цилиндров, стоимость которых сопоставима с ценой подержанного автомобиля. Пример – новый модуль зажигания («флейта») на 12-цилиндровый двигатель Mercedes-Benz M137 обойдется примерно в 300-350 тыс. руб. в реалиях осени 2025 г.

Коробка передач


Автоматическая коробка передач в случае неисправности может не переключаться на повышенные скорости либо некорректно включать и отключать муфту блокировки гидротрансформатора. Причиной является износ агрегата, который необходимо диагностировать и ремонтировать в условиях сервиса. Замена масла в ряде случаев дает кратковременный положительный эффект, через некоторое время проблемы проявляются снова.

Аэродинамика


Установка дополнительного багажника, дефлекторов или антикрыльев способствует увеличению аэродинамического сопротивления и расхода топлива. К примеру, багажный кофр на крыше прибавляет 1-2 л к расходу в зависимости от скорости движения. Даже открытие боковых окон ухудшает аэродинамику. На ряде автомобилей при опускании стекол на ходу на экран бортового компьютера выводится предупреждение о негативном влиянии открытых окон на расход топлива. Дефлекторы, открытые окна, антикрыло – все эти элементы способны увеличить расход на 10-15% в зависимости от скорости.

Система подачи топлива


Еще одной причиной повышенного расхода воздуха является износ форсунок, которые начинают лить бензин. Помимо избыточного расхода возможны другие негативные последствия, на двигателях с прямым впрыском не исключен гидравлический удар из-за попадания слишком большого количества бензина в цилиндр. Недостаток воздуха также сказывается на экономичности – забитый фильтр создает дополнительное сопротивление потоку. Также на расход топлива влияет состояние датчиков, используемых для регулирования состава смеси. Для устранения проблемы необходимо идентифицировать и заменить неисправные детали.

Кондиционер


Использование кондиционера способствует увеличению расхода топлива на 0,5-2 л на 100 км в зависимости от конструкции и исправности компрессора и температуры окружающей среды. Для привода компрессора отбирается часть мощности двигателя, что особенно ощутимо при низких оборотах коленчатого вала. По мере увеличения частоты вращения и мощности влияние кондиционера на расход топлива снижается.

Система охлаждения


Минимальный расход топлива возможен только при рабочей температуре двигателя, поддерживаемой термостатом. При заклинивании клапана двигатель медленно прогревается либо перегревается. Перегрев возможен в случае недостаточного уровня антифриза, неисправности помпы, поломки вентилятора или засорения сот радиатора. Избыточная температура приводит к перегреву воздуха и слишком быстрому испарению топлива, что сказывается на составе рабочей смеси. Медленный прогрев приводит к длительной работе двигателя на обогащенной смеси.

Заключение


Каждый случай повышения расхода топлива носит индивидуальный характер. Постоянный повышенный расход топлива указывает на наличие проблем с автомобилем, часть из которых владелец может найти и устранить своими силами. Экономичность двигателя снижается в случае движения на повышенной скорости, коротких поездок, установки внешнего багажника или нестандартных колес.

Подписка успешно добавлена
Удалить статью?