Проблема со свечами зажигания возникает вследствие нарушения регламента замены или использования деталей ненадлежащего качества. В современном автомобиле в случае появления пропусков фиксируются ошибки, позволяющие точно идентифицировать проблемный цилиндр. Проверить работу свечей можно только с использованием специального прибора — с учетом цены запчастей лучше поменять неисправные свечи или весь комплект.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!
Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий
Подписаться
Общие сведения
Упрощенно свеча состоит из двух электродов, разделенных изолятором и оснащена резьбовой частью для установки в головке. При подаче тока высокого напряжения разряд пробивает зазор между электродами, воспламеняя топливовоздушную смесь.
Свечи подбираются по калильному числу, параметрам резьбы и размера под ключ под каждую модель двигателя. На современных агрегатах поверх свечи установлена индивидуальная катушка зажигания, ранее нередко встречались модули (общие на весь двигатель или на отдельный ряд цилиндров для V-образных двигателей).
Центральный электрод имеет заостренный наконечник для улучшения искрообразования. На свечах иногда используется несколько боковых электродов, но разряд пробивает минимальный зазор – работает только центральный и один из боковых электродов. Такая методика в теории позволяет увеличить срок службы свечей, хотя долговечность зависит от стойкости материала центрального, а не боковых электродов. Свечи с несколькими боковыми электродами были популярны 20-25 лет назад, к настоящему времени встречаются на рынке запчастей крайне редко.
Место установки и количество свечей на цилиндр зависит от модели двигателя. При наиболее популярной 4-клапанной схеме газораспределения свеча расположена в верхней части камеры сгорания. На ряде двигателей используется система зажигания с двумя свечами, режим работы которых определяется блоком управления в зависимости от условий движения. Герметизация свечи в отверстии в головке обеспечивается сминаемым металлическим кольцом, по этой причине частое выкручивание и вворачивание свечей приводит к утрате герметичности. Внутри свечи может располагаться помехоподавляющий резистор.
Срок службы свечей определяется качеством изготовления, условиями работы и материалом покрытия или корпуса центрального электрода. Наиболее распространенные и дешевые никелевые свечи выдерживают 20-30 тыс. км, нередко при таком пробеге износ будет практически незаметным. Иридиевые или платиновые свечи способны прослужить до 100 тыс. км, но в большинстве случаев центральный электрод имеет выраженный износ уже к 70-80 тыс. км. Периодичность замены свечей регламентируется требованиями завода-изготовителя двигателя, который указывает и маркировку свечей.
Причины неисправности
Основные причины преждевременного отказа свечей:
- неправильный подбор по калильному числу;
- загрязнение электродов нагаром из-за износа двигателя и забрасывания свечи маслом;
- чрезмерное обогащение смеси по причине неисправности топливной аппаратуры или датчиков, отвечающих за регулирование подачи бензина;
- неграмотная модернизация двигателя с целью улучшения характеристик;
- механические повреждения при транспортировке или установке.
При эксплуатации на внешней части электрода свечи практически всегда появляются коричневые пятна. Причиной является не прорыв газов – корпус исправной свечи полностью герметичен. Пятна образуются вследствие воздействия коронарного разряда и не указывают на неисправность свечи или иных компонентов системы зажигания.
При установке свечи важно правильно расположить резьбовую часть относительно отверстия в головке. Малейший перекос может стать причиной срыва витков резьбы в корпусе головки блока. Также важно аккуратно выкручивать свечи, особенно после длительной эксплуатации без снятия. Чрезмерное усилие при откручивании или закручивании может стать причиной срыва корпуса, для выемки оставшейся резьбовой части придется снимать головку с двигателя. В идеальном случае при установке свечи нужен динамометрический ключ, данные о требуемом моменте затяжки всегда указываются в инструкции по обслуживанию автомобиля.
Базовый метод
Если появились пропуски искры, то можно вывернуть свечу неработающего цилиндра для осмотра. Наличие на электродах влаги от бензина указывает на чрезмерную подачу топлива или отказ катушки. Толстый слой нагара черного цвета или белесоватый налет сигнализируют о наличии неисправностей двигателя. Определение неисправной свечей путем последовательного снятия наконечников или катушек возможно далеко не на каждом двигателе. Как правило, такой метод применяется на карбюраторных моторах, для инжекторных двигателей надежнее и безопаснее использовать диагностический прибор.
Простейший способ проверки используется на двигателях с единой катушкой зажигания и механическим распределителем импульсов. Свечу выкручивают из цилиндра, надевают высоковольтный провод и прижимают резьбовой частью к металлической детали двигателя. При работе стартера между электродами проскакивает искра, что косвенно говорит об исправности системы зажигания. При использовании индивидуальных катушек такой способ проверки рискован – велика вероятность выхода из строя катушки из-за повышенной нагрузки.
Ошибки
Пропуски зажигания вне зависимости от причины (неисправность катушки или свечи) фиксируются блоком управления. По коду можно понять номер цилиндра, в котором есть проблемы с воспламенением рабочей смеси. Как правило, причиной пропусков является пробитая катушка, особенно в случае недавней замены свечей и уверенности в их качестве. Для считывания ошибок по зажиганию достаточно адаптера ELM327 и смартфона с программой для диагностики. На автомобилях из конца 90-х гг. предусматривалась диагностика при помощи перемычки, вставляемой в диагностический разъем. После включения зажигания коды ошибок отображаются короткими и длинными вспышками лампы Check Engine. По мере развития протоколов диагностики и оборудования от подобного алгоритма проверки отказались.
Прибор для проверки
Проверка свечи при атмосферном давлении не дает полного понимания о состоянии. Нередко искровой разряд исчезает или уходит в глубину изолятора при повышенном давлении, неизбежном из-за сжатия воздуха в цилиндре. Специальный прибор оснащен камерой, в которой создается избыточное давление и находятся электроды свечи. На внешнюю часть свечи надевается провод, подключенный к источнику импульсов тока высокого напряжения. По частоте и стабильности искры делают вывод о состоянии свечи.
Заключение
При регулярной замене свечей и поддержании исправного состояния остальных элементов системы зажигания вероятность нарушения искрообразования минимальна. В случае появления проблем проверять свечи на соответствие сопротивления нормативным значениям нет смысла – проще установить новый комплект. Кроме того, отказ свечи может быть связан с выходом из строя индивидуальной катушки, что является распространенной проблемой на ряде двигателей.